Консультация для педагогов Тема: «Учимся играя, развиваем речь ребёнка »
Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л.С. Выгодский, А.Н. Монтьев, Д.Б. Элькони, А.В. Запорожец, В.В. Виноградов, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
Таким образом игра, как ведущий вид деятельности детей –дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. Таким образом возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей с использованием игр и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования. Цель исследования – теоретически обосновать методику проведения игр по развитию речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования – игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут использоваться различные игры.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
- Рассмотреть сущность и значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. И средства развития речи.
Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста посредством использования игры.
С. Я. Рубинштейну принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в ходе развития изменяются содержание и функции речи, ребенок овладевает формой связной контекстной речи. Исследование А.М. Леушиной, посвященное изучению развития связной речи у детей дошкольного возраста, вскрыло особенности ситуативной речи: они зависят от содержания, характера общения и индивидуальных особенностей ребенка.
Итак, поначалу речь ребенка связана с ближайшей действительностью, она рождается из той ситуации, в которой он находится и целиком связана с ней. Вместе с тем, это разговорная речь, она направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.
Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения. У него вырабатывается потребность в новых речевых средствах, в новых формах построения – это зависит от содержания и характера обучения.
Результат обучения связной речи зависит от многих причин. Прежде всего от социальной среды, поэтому очень важно вовремя организовать развивающий потенциал среды. Л.П. Федоренко указывает: «Для нормального развития речи ребенка необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями».
Развивающий потенциал определяется тем, насколько богата речь, которой пользуются окружающие, насколько активен ребенок в процессе обучения.
С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых способностей.
Путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической.
Диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи.
Монологическая речь – это развернутый, организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.
В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
Л.П. Якубинский, рассматривая функциональное многообразие речи, предлагал учитывать условия, формы и цели общения. Отличая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима от деятельности взрослого.
Сопоставляя диалог и монолог, исследователи выделяют в них какие-то общие черты и различия, которые подчеркивают особенности этих форм речи. Так Л.В. Щерба, считал, что монолог лежит в основе литературного языка, именно поэтому ему нужно учиться.
Ребенок учится произвольности своего высказывания и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это необходимо больше обращать внимание именно в дошкольном возрасте.
У маленьких детей диалог предшествует монологу. По мнению А.А. Леонтьева, умения монологической речи формируется крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.
Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, инициативность. Все эти важные качества формируются в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам. Это делает поведение осмысленным и осознанным, поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему:
- Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.
- Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.
- Игра развивается не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. С предметами, представленными в игре, он приходит в частое общение, запечатлевает их в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности, поэтому необходимо продуманно организовывать игровую обстановку.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения – уже путь к развитию и языка.
Взрослый человек играет огромную роль, используя слово для ознакомления ребенка с миром. Он является посредником и способствует последовательному выделению отдельных предметов из окружающей сложной среды.
Таким образом можно сделать выводы:
- В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
- Учиться выполнять правила игры.
- В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
- В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
- В игре идет интенсивное развитие речи.
- В игре формируются новые мотивы и потребности.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоение мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольника усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально –дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи в дошкольном возрасте.
В данной работе будут рассмотрены дидактические игры и этапы их проведения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогая овладеть всеми богатствами родного языка.
Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.
Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
I этап – подготовительный
Цель работы данного этапа заключается в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
II этап – развивающий
Цель: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
III этап – закрепляющий
Третий этап состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогут закрепить полученные знания и навыки детей.
- Игры для развития грамматического строя речи.
«Размытое письмо»
Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал: игрушечный мишка
Ход. Воспитатель:
— медвежонок получил письмо от брата, но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо:
«Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что … Пришли охотники и … Теперь я живу в … жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин.»
Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.
«Живые слова»
Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация: Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель: «Пусть Слава изображает слово «медвежонок», Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (мед)». Получилось предложение «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Мед любит медвежонок). Заменим слова «мед» другим. Катя будет словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом «медвежонок».
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила … — … книжки, тетрадки, портфель», — продолжают дети.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
— Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем она назовет свое слово и передаст камешек дальше. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
4. Игры для развития связной речи
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну не помещают в ряд, а дают ребенку, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят составить рассказ по восстановленной серии картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
Развивающий этап
- Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.
«Повтори»
Цель: научить правильно повторять похожие слова.
Ход игры: ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке.
Мак-бак
Ток –тук
Бык-бак
Моток-каток-поток
Батон-бутон-бетон
Будка-дудка-утка
Клетка- плетка-пленка.
При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«Похоже-непохоже»
Цель: научиться выбирать непохожие звуки из линейки похожих.
Ход игры: из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бык-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток.
«Поймай звук»
Цель: научить выделять в звуковом потоке гласные звуки.
Ход игры: взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А.
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.
Ход игры: у детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия этих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков.
«Кто найдет двадцать предметов, названия которых содержат звук «С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Ход игры: дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук «С» (таких картинок должно быть двадцать). Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.
Ход игры: у детей карты с нарисованными картинками (по четы на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находит нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
- Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
«Кто как голос подает»
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира.
Ветер весеннюю песню донес,
Песню пролаял охотничий пес,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала, сом промычал.
Филин прогукал, уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто какой голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется к ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово. Ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Слова для игры: собака-лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Наоборот»
Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед», ребенок отвечает: «назад». (направо-налево, вверх-вниз, под-над, далеко-близко, высоко-низко, внутри-снаружи, дальше-ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий-близкий, верхний-нижний, правый-левый, завязать-развязать, намочить-высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
- Игры для развития грамматического строя речи.
«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
Дымок, идет, трубы, из.
Стоят, вазе, цветы, в.
Орехи, в, белка, дупло, прячет.
«Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
Зимой в саду расцвели яблоки.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня
В ответ я киваю ему рукой
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов идут дожди.
Весной луга затопили реку
Снег засыпало пышным лесом.
«Правильно или нет»
Цель: научить находить грамматические ошибки.
Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»
Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
«Почему предложения неточные?» — воспитатель дополнительно спрашивает детей.
- Игры для развития связной речи.
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков, т.о. ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
«Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Взрослый просит ребенка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина?»
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Ход игры: после прочтения ребенку сказки, предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
Закрепляющий этап
- Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Составь слово»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребенок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает и т.о. обучает его первоначальному чтению.
«Разгадай ребус»
Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки. На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова названия – первые слоги, а затем из них сложить слова.
Карточки с предметными картинками для игры:
Ухо, колокольчик, лыжи – уколы
Гиря, тапочки, ракета – гитара,
Совы, лопаты, машина – солома
Огурец, пушка, карандаш – опушка
Дома, ромашка, гиря – дороги
Карандаш, тюлень, шары – катюша
Оса, синица, наперсток – осина
Орехи, совы, капуста – осока
Сова, балалайка, карандаш – собака.
- Игры для развития лексической стороны речи
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это?» — после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари луга.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
Л. Станчев
«Найди лишнее слово»
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры. Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.
Перечень серийных слов:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
Береза, дуб, сосна, земляника.
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
- Игры для развития грамматического строя речи.
«Подними цифру»
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
Алеша спит.
Петя кормит кур.
Врач лечит больного ребенка.
Мама купила Наташе красивую куклу.
Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и др. игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы»: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».
«Составь фразу»
Цель: закреплять умение образовывать предложения из слов.
Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая ягода веселая песня
колючий куст лесное озеро
- Игры для развития связной речи
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
Заключение
В данной курсовой работе было рассмотрено как игра используется в развитии речи дошкольников. Было выявлено как велико ее значение в развитии ребенка. Определена роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста.
Всю жизнь ребенок растет играя. С игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.
На примере дидактических игр было показано поэтапное их использование педагогом. Они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой конструкции. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения языка и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.