Конспект занятия по теме «Хохломские узоры» в средней группе

Конспект занятия по теме «Хохломские узоры» в средней группе

Тема: «Хохломские узоры».

Цель: познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Задачи:

учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.;воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству;продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Материалы и оборудование: альбом с иллюстрациями «Золотая хохлома»; коробка, хохломские игрушки (ложки, чашки, тарелки).

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька». Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства. Загадывание загадок. Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, возле двери нашей группы стояла коробочка. Давайте посмотрим вместе, что же в этой коробочке?

Воспитатель достает из коробки хохломские игрушки ложки, чашки, тарелки.

Воспитатель: как вы думаете, кто бы мог нам ее принести? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы). А теперь послушайте стихотворение про хохлому.

Красотой своей неравной

Вдохновляет Русь сама;

Птицы, ягоды и травы -

Золотая хохлома!

Спят цветы до зорьки ясной

В лунном свете и росе

Ночью тихой и прекрасной

В среднерусской полосе.

Тот кто Русь любил родную

Всей широкою душой -

И дневную, и ночную -

Видно мастер был большой;

И под кистью вдохновлёно

Распустились вдруг цветы,

Словно утром ранним сонно

Проступив из темноты.

Блещут золотом росинки -

Сводит золотом с ума

Гордость вечная России -

Золотая хохлома!

Воспитатель: откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказывает легенду о происхождении хохломской посуды.

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

История происхождения хохломских узоров.

Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.

Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Воспитатель: ребятки, а теперь давайте с вами вместе попробуем определить элементы узора хохломской росписи и назвать эти элементы.

Дидактическая игра «Отбери элементы хохломского узора»

Дидактическая задача: закрепить представления детей об основных элементах хохломской росписи, учить узнавать роспись по отдельным элементам, развивать внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Игровые правила: выбрать карточки с изображением элементов узора хохломской росписи и назвать эти элементы

Воспитатель: а теперь давайте встанем со своих стульчиков и соберемся в круг.

Физкультминутка

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе).

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» — это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель: молодцы! Присаживайтесь.

Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».

(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение

П. Синявского «Хохлома».)

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А теперь еще раз рассмотрите хохломскую посуду. Она кажется тяжелой и массивной, но если взять её в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет своей красоты. В работе над росписью мастера пользуются двумя приёмами письма:

1 – верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотистом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

2 – фоновое письмо. Золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе. Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветов, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – и вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

Воспитатель просит пальчиком или кисточкой прорисовать в воздухе элементы травки.

Подведение итогов

Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи: что зародилась она в поселке Хохлома Нижегородской области; узнали, что при росписи используются 2 письма (верховое, фоновое); познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый, а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).

136
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!