«Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.

В соответствии с указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей. Семья занимает центральное место в сознании ребёнка, а наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать, что в первую очередь именно в семье должны сохраняться и передаваться духовные и нравственные ценности, традиции и обычаи.

Я считаю, что только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума, а также при условии, что все воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, можно говорить об успешной реализации системы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.

В своей работе ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском учреждении, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью. Использую инновационные и традиционные формы: социальные акции и проекты, творческие выставки, конкурсы, оформление альбомов или выставок фотографий, совместные с родителями праздники, а в данный момент в условиях нашего времени, использую и дистанционные формы работы.Во взаимодействии с родителями эффективны созданные сетевые сообщества в хостингах «WhatsApp», «Telegram», «Viber», «Вконтакте», сайт ДОУ. Все эти мессенджеры помогают быстро доводить всю необходимую информацию до родительского сообщества, оперативно получать информацию от родителей.

В духовном воспитании ребенка — одной из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми, в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. В нашем детском учреждении проходила благотворительная акция «От сердца к лапке», посвященная Всемирному дню защиты животных (4 октября). Мы объявили благотворительный сбор корма, необходимых вещей и лекарств для четвероногих постояльцев, которые были переданы представителям питомника для бездомных животных «Брошенный Ангел» во время встречи. Для приюта эта помощь жизненно необходима. Родители охотно откликнулись. Дети нашей группы приняли участие во Всероссийской акции «Сердце Беслана», посвящённой Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В преддверии праздника «День России», в нашем детском учреждении проходила акция «Письмо солдату», цель которой: моральная и эмоциональная поддержка военнослужащих, защитников Родины; развитие нравственных и патриотических чувств дошкольников.

Наше детское учреждение совместно с родителями принимает активное участие в благотворительных акциях и конкурсах, организует которые Храм Казанской иконы Божьей Матери для образовательных учреждений. В процессе подготовки к выставке родители вместе с детьми приобщаются к истокам русской культуры, к прикладному творчеству, создавая условия для сохранения и передачи семейных традиций следующим поколениям.

В течении года приняли участие в акциях: Акция-поздравление «Подарок ветерану»; «Георгиевская лента»; «Сад Памяти»; Всероссийская акция «Блокадный хлеб», приуроченная ко Дню воинской славы России – 79 ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады; «Окна Победы»; «Окна России».

Самой увлекательной, эмоциональной и плодотворной формой работы с родителями является совместные праздники. Традиционно мы проводим праздники вместе с родителями, посвящённые Дню Матери, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню. Особое место в моей работе занимают праздники, посвященные православному календарю и народным праздникам, а так же мероприятия, приуроченные к памятным и знаменательным датам родного города: 5 января городской День здоровья; Рождественские колядки «Прощание с ёлочкой»; «Масленица»; «Светлая Пасха»; «День национальной кухни»; 13 мая в Экопарке Саранска ГУ МЧС России по РМ совместно с Администрацией Саранска организовали и провели тематический день защиты от пожаров и чрезвычайных ситуаций «Пожарам – НЕТ!»; 7 июля в детском саду прошёл замечательный летний праздник Ивана Купала; 8 июля в России отмечали День семьи, любви и верности; 22 августа «День государственного флага»; на тематической неделе «Безопасная дорога детства» приняли участие в конкурсе «Я знаю ПДД», благодаря активной поддержке родителей и знакомых заняли I место. В начале октября порадовали бабушек и дедушек праздничным концертом «День пожилых людей»; 15 октября участвовали в фестивале-конкурсе «ПапаФест». Такие мероприятия позволяют мне приобщать детей и родителей к традициям и русской культуре, культуре малой родины, что является одним из важных условий в воспитании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Родители приняли участие в оформление зимнего прогулочного участка, создание снежного городка «Эколята-защитники природы». Также родители участвовали в выставках рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мой край родной», «День Победы»; в фотовыставках «Я и моя семья в природе родного края», «Мой выходной день», «Мама – солнышко моё», «Мой папа самый лучший». Составляли родословную, изучали историю семьи; приняли участие в составлении семейных альбомов. Родители охотно отзывались на наши просьбы на участие в конкурсах: Республиканский фотоконкурс «Мама по имени Ангел» (Победитель), городской конкурс «Создание эмблемы «Саранск-молодёжная Столица России» (2 место). Принимали участие в создании стенгазет, делали поделки.

Вниманию родителей была представлена наглядная информация: папки-передвижки «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Родной свой край – люби и знай»; памятки для родителей: «Известные люди о воспитании любви к Родине»; «О воспитании у детей трудолюбия».

В своей работе я активно использую мультимедийное сопровождение воспитательно – образовательного процесса: виртуальные путешествия по городу, посещения музеев; просмотр презентаций, которое способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным. Всё, необходимое для этого, есть в нашей ДОО: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.

Большое значение в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. В группе создан уголок краеведения, в котором представлены изделия народно-прикладного искусства России, умельцев Мордовии, художественная литература, дидактические игры по ознакомлению детей с родным городом и страной, сувениры, куклы в национальных костюмах, тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «Достопримечательности Саранска», «Знаменитые земляки», «Великая Отечественная война», «Народные праздники» и др. Оптимальным решением построения целостной системы духовно-нравственного образовательного пространства является музейная педагогика.

В нашем дошкольном учреждении создан мини — музей краеведения, которому отводится особое место в формировании у детей интереса и уважения к культуре и традициям мордовского народа, к его труду и жизни посредством действенного познания. Именно здесь дети видят национальные костюмы, старинную посуду (чугунок, кринка, туесок, сито), мебель (лавка, сундук, люлька), предметы труда (прялка, веретено, ухват, серп) и многое другое.

Чтобы приблизить детей к истории своего народа и его героизму, в детском саду создана комната Боевой и Трудовой Славы. В комнате представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, солдатская форма. Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.

Родительские собрания проводила в нетрадиционной форме: Конференция на тему «Всё начинается с детства», семинар – практикум «Семейные ценности, семейные традиции», в ходе которых родителям была представлена информация о том, какова их роль в формировании духовно-нравственных ценностей у детей, даны советы и рекомендации по более эффективному формированию этих качеств у дошкольников.

Провела анкетирование «Духовно-нравственное воспитание в семье». Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, не смотря на разные мнения, как правило, всем родителям хочется, чтобы их дети знали историю, традиции своего народа, семьи, и выросли с чёткими представлениями о нормах морали и нравственности.

Анализируя результаты своей работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной воспитанию у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

  • Øнаблюдаются положительные изменения во взаимоотношениях детей в детском коллективе;
  • Øу детей появляется интерес к познанию истории и культуры малой Родины, родного края, великой страны;
  • Øдети проявляют милосердие, адекватно реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей;
  • Øнаблюдается повышенная активность участия родительского сообщества в разных мероприятиях.
29
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!