ИННОВАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

Тип статьи:
Авторская

Акимова Екатерина Александровна

Структурное подразделение «Детский сад №114 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района РМ

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК»

В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

Существующая долгие годы традиционная система образования в настоящее время претерпевает колоссальную трансформацию, вызванную внедрением инклюзивного подхода к процессу воспитания и обучения етей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Известно, что дети с ОВЗ – это категория детей, которые в силу своих индивидуальных особенностей (физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и тд.) не имеют возможности осваивать образовательную программу без создания особых условий. Исходя из этого, приоритетным направлением политики нашего государства в области образования с 2013 года является – интеграция детей с ОВЗ в общество в условиях инклюзии.

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в развитии; процесс реального включения лиц с ОВЗ в активную общественную жизнь. Она служит логическим продолжением процесса интеграции. Существенным отличием этих двух процессов является то, что интеграция предполагает внедрение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в существующую систему без кардинальных ее перестроек, а инклюзия же, наоборот, трансформирует систему под особенности и потребности каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование – гибкая, наиболее передовая система организации процесса обучения, обеспечивающая равную доступность каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

Внедрение в процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ инновационных технологий является одним из важнейших условий трансформации и совершенствования системы образования. Любая инновация – это процесс создания и последующего введения в практическую деятельность педагога нового компонента, который влечет за собой изменения существующей среды. Технология – это организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Чаще педагогическую технологию определяют, как, совокупность форм, методов приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Таким образом, внедрение инновационных педагогических технологий в процесс образования лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, направленных на создание современных компонентов развивающей предметно-пространственной среды, является процессом модернизации существующей системы.

Инновационные технологии, применяемые в работе с дошкольниками, строятся на основе ведущего вида деятельности детей данного возраста – игре.[5] «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток пытливости и любознательности». (В.А. Сухомлинский). Поэтому, внедряемые современные технологии на основе игры, дают возможность превратить традиционный процесс образования в нечто яркое, запоминающееся, вызывающее у ребенка положительный эмоциональный отклик. Игровые технологии обязательно имеют педагогическую цель и направлены на соответствующий результат.[4]

В своей статье хочу рассмотреть одни из видов инновационных игровых технологий, применяемых в дошкольной образовательной организации в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с целью совершенствования имеющегося инструментария, для повышения эффективности логопедической работы.

Процесс коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР требует от учителя-логопеда владения современными педагогическими технологиями, наличия большого арсенала дидактических средств и методик для решения образовательных и коррекционных задач. В таких условиях появляется необходимость в поиске технологий, позволяющих эффективно повысить уровень коррекционно-образовательного процесса.

Инновационная игровая технология «Лэпбук» открывает перед педагогом широкие возможности для достижения целей обучения, воспитания и коррекции имеющихся нарушений у детей с ОНР. [1; 13]

Лэпбук (с англ. «lapbook» — книга на коленях) – тематическая папка, книжка-раскладушка, включающая в себя наглядную информацию, рисунки, тексты, игры и задания, подобранные в соответствии с определенной тематикой.

Зародившаяся за рубежом технология «лэпбукинг» впервые была описана в книге Т. Дьюби в 2006 году. Мама, использовавшая данное средство в домашнем обучении своих детей для систематизации информации. Свое название «лэпбук» получил за компактность. Он способствует получению, усвоению, обобщению и систематизации информации в игровой форме, что является бесценным в процессе формирования самостоятельных действий ребенка.

Данная технологи в отечественной педагогике перекликается с идеями технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Глызиной, которые полагали, что формирование умственных действий проходит в строгой последовательности этапов, одним из которых является выполнение действий с опорой на определенные модели, схемы. [6; 56] Авторы идеи считали, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены человеком вне деятельности. Образовательная технология, основанная на этой идее, направлена на создание условий для работы ребенка в индивидуальном темпе и имеет возможность коррекции с целью оптимизации.

Лэпбук, как материальная форма реализации идеи формирования умственных действий позволяет устранить недостатки традиционной отечественной системы образования, так как, его разработка и практическое использование развивает творческий потенциал воспитанников. Известно, что у детей, имеющих трудности в речевом развитии страдают и познавательные процессы: внимание, память и мышление, что делает путь коррекции речи более длительным и трудным.

На ряду с этим, работа с интерактивной папкой выполняет коррекционно-развивающую функцию – рассматривание иллюстраций, их группировка и распределение по конвертам, кармашкам, вырезание, раскрашивание, сбор различных видов пазлов, действия с подвижными элементами способствует развитию мелкой моторики, активизирует кинестетические способы обработки информации. В ней могут быть размещены задания разного уровня сложности.[2; 146-147]

Одним из особых достоинств «лэпбука» является его полифункциональность, вариативность, возможность постоянного дополнения. Данная игровая технология дает возможность применения ее в ходе разных форм организации деятельности: индивидуальной, групповой, совместной с родителями и педагогами.

В логопедической работе «лэпбук» является эффективной формой овладения речью в ходе игры, побуждающей к активному речевому и коммуникативному взаимодействию с участниками образовательного процесса (педагогами, сверстниками). Внедрение данной технологии выводит на новый уровень: звукопроизношение, ускоряя процесс автоматизации и дифференциации звуков; словарный запас, развивая навыки словообразования и словоизменения, расширяя семантические поля значения слов; лексико-грамматический строй, совершенствуя навыки согласования частей речи, подбора однокоренных слов, использование предлогов; связную речь, выполняя упражнения по составлению предложений по картинкам, краткий рассказ, пересказ, введение в речь сложно-подчиненных предложений и тд. формирует интерес детей к процессу обучения, развивает эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

Лэпбук рекомендуется применять со старшего дошкольного возраста (5лет) и выше. Дети 7-8 лет могут уже самостоятельно придумывать и создавать такие папки.

Вывод, применение инновационной игровой технологии «лэпбук» помогает решить целый комплекс задач, предусмотренных ФГОС и занимает особое место в образовательном процессе детей с ОВЗ, способствует более успешной социализации и адаптации их в обществе. Однако, не должно вытеснять традиционных форм и методов обучения и воспитания, а грамотно и гармонично их дополнять.

Список использованных источников:

  • 1.Бурачевская О.В., Бурачевская Т.В., Бурачевская Н.И. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи// Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. — №4. – С.12-14.
  • 2.Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста/ Е.В. Габидуллина// Пермский педагогический журнал. – 2015. — №7.- С.146-148
  • 3.Кулясова С.Н. Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми с ОВЗ./ С.Н. Кулясова, Л.В. Анохина// Инновационная наука.– 2018. — №11.– С.156 — 158
  • 4.Наливкина, Ю.М. Игровые инновационные технологии в ДОО/ Ю.М. Наливкина. – Текст: непосредственный// Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар.науч.конф. (Казань, 2017г.)
  • 5.Сергеева, И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. -М.: КноРус, 2018.-112с.
  • 6.Талызина, Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). –М.: ИИзд-во Моск.ун-та,1984.-С.56-145.- 345с.
69
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!