Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Тип статьи:
Авторская

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают и когда должен уметь и знать ребенок.

Возрастные нормы для речи ребенка 5-6 лет1. Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи, чисто, четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.
2. К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристку звуку ( гласный-согласный, звонкий –глухой, твердый-мягкий), определять последовательность звуков в слове ( осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова), понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
3. 5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас ( почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, числительные, предлоги.
4. Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов и предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.
5. 5-6 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.
Факторы, способствующие правильному речевому развитию1. Физическое и психическое здоровье.
2. Нормальные умственные способности.
3. Нормальный слух и зрение.
4.Достаточный уровень психических процессов: внимание, память, восприятие, эмоции, воля.
5. Обладать потребностью в речевом общении.
6. Иметь полноценное речевое окружение.
Старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе. Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.

Проблема речевого развития Связь с образовательной деятельностью
Неправильное звукопроизношение Перенос ошибок произношения на письмо и чтение
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия Невозможность писать «на слух», трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове, трудности с различением слух похожих звуков речи, невозможность применять множество орфограмм при письме

( орфографическая «слепота»), трудности с усвоением правил переноса слов, неумение правильно обозначать границы слов и предложений в письме.
Недоразвитие связной речи Трудности с пониманием и запоминанием устного материала, текстов, неумение построить связный ответ на вопрос, рассказать устную тему, грамматические ошибки при письме, непонимание содержания задач, задержка формирования словесно-логического мышления.


В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:
— обратить внимание на звукопроизношение ребенка, звуко-слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.
— помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.
— Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки, рассказы, стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словообразования, исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.
— Заучивать с ребенком стихи, пословицы, поговорки, развивать его речевую память.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным, активным, уверенным в себе и успешным человеком

56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!