"Роль театрализованной деятельности в воспитании патриотизма"

Роль театрализованной деятельности в воспитании патриотизма

МАДОУ «Детский сад №82» г.о.Саранск

Воспитатель: Лямзина Н.П.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотичес­кое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, форми­рование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятель­ности. Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста; игра — наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средст­вом социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. В театральных играх осуществляется один из принци­пов личностно-ориентированной педагогики — принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия. Именно в театрализованных играх ребёнок получает оп­ределённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и дейст­вует. Продуктивная деятельность: атрибуты, декорации, костюмы, игрушки.

В этом во многом заключается воспитательный эффект игр-драматизаций.

Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К.Д.Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патрио­тических чувств. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах, сусеках — «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству — Машенька и кашу варила, и пироги пекла — «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму — дед наловил рыбы целые сани — «Лисичка-сестричка и серый волк»…) Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили — поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Для развития связной речи и для того, чтобы показать богатство, красоту родного языка при подготовке спектаклей мы используем такой приём, как пересказывание стихотворного текста своими словами. Ещё не запомнив стихотворный текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаются, что об одном и том же можно сказать разными словами. Игры- драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народ­ные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преиму­щества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, кра­сочность, нарядность.

В играх — драматизациях дети знакомятся с повадками диких и домашних животных и с теми представлениями о животных, которые бытуют в народе (волк — серый разбойник, медведь — батюшка, заяц — хвастун и трусишка, ко­зёл — глупец и т. д.)

Большую роль в играх — драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Игры-драматизации на основе фольклора дают возможность познакомить де­тей с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполне­ния, музыкальных инструментов. Именно музыка помогает создать положи­тельный эмоциональный настрой, расцвечивает игру, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Музыка помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение, протанцевать народный танец.

В наших условиях драматизировать волшебные сказки затруднительно, а сказки простые у детей подготовительной группы не вызывают особого инте­реса. Мы в нашей группе пошли путём создания пьесок по мотивам сказок. Так по сказке «Рукавичка» мы написали свой вариант. В основу взяли сказку и пьесу Л.Воронковой. Написали пролог, второе действие, эпилог. Появились в пьесе новые персонажи, расширилось место действия. Т.А.Бабалова помог­ла подобрать музыку и поставить музыкальные номера. В результате дети с большим интересом готовили этот спектакль. В этой игре дети узнали о тра­диции предпраздничных ярмарок на Руси, о том, что можно купить на ярмарке (бабушка даёт наказ деду, что купить на ярмарке), о том, что любимая одежда девушек на Руси — сарафан (красненький, как цветочек аленький). В игре воспитывается забота о животных (бабушка и внучка шьют большую рукавицу для зимовки зверей).

Кроме фольклорной основы для игр – драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу. И есть возможность практическими делами закрепить эти чувства (подкармливать птиц, охранять зелёные насаждения, на праздник в группе поставить искусст­венную ёлочку, соблюдать чистоту в природе, не обижать животных и насе­комых и т. д.) Одну из таких сказок «Сказка о новогодней ёлочке» драмати­зировали дети группы.

Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт как бы опосредовано. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.

Литературных произведений для игр-драматизаций чисто патриотического содержания для дошкольников очень мало. Из тех немногих произведений, которые написаны для детей на патриотическую тему, мы выбрали стихотво­рение А.Барто «На заставе» и стихи М.Исаковского «У самой границы», на­писали небольшую пьесу для игры-драматизации «На границе». В чём вос­питательное значение этой игры? — мальчики надевают военную форму, в ру­ках у них почти как настоящие автоматы, они «ловят» врага-шпиона. И маль­чишки начинают чувствовать себя настоящими пограничниками, защитника­ми Родины, смелыми, сильными, ловкими. Ребёнок, исполняющий роль пограничника, испытывает чувство ответственности: от него зависит успе­ет он или не успеет предупредить пограничников, пройдёт или не пройдёт через границу «враг». Ему нужно пробежать через лес, перелезть через глу­бокий овраг в тёмную дождливую ночь. Для этого нужно быть смелым и ре­шительным, ловким и быстрым. Таким себя и чувствует ребёнок. В заключительной сцене дети читают стихи М.Исаковского «У самой границы». Последние слова стихотворения звучат как призыв: «А Родину нужно беречь!»

Большое значение в этой игре имеют декорации, реквизит, музыкальное и шумовое оформление. Всё это помогает создать обстановку почти близкую к реальной (насколько это возможно в наших условиях): шум дождя, вой ветра, кусты, пни, деревья; обстановку кабинета начальника заставы (карты, план­шетка, оружие). Всё вместе взятое помогает мальчишкам представить себя настоящими пограничниками, защитниками Родины.

Игры — драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают актив­ный интерес, увлекают их. А значит, все пережитые чувства, знания, получен­ные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к ок­ружающему миру, своей Отчизне.

13
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!