Кукольный театр в детском саду и его влияние на развитие творческих способностей детей.

Кукольный театр в детском саду

и его влияние на развитие творческих способностей детей

Выражение «сказочный мир детства» — не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра – страна фантазий и сказки, игра вымысла и реальности, страна красок, света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам и свету, художники, декораторы и режиссеры– вот они чародеи сказочной страны, именуемой Театр.

Не в каждом детском саду есть свой театр со своим репертуаром, костюмами, актёрами и куклами, а мы по праву можем гордиться таковым. В нашем детском саду уже на протяжении 10 лет действует детская театральная студия «Теремок», которую с удовольствием посещают дети разного возраста. Творческая атмосфера рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, вызывает положительные эстетические эмоции. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, разнообразие красок, научить верить в себя — вот главная задача театрализованной игры. Немаловажно и расширить представления детей об окружающем мире, сформировать интерес и любознательность. Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнать. Дети словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Но увлечь детей можно только тем, чем увлечен сам взрослый!

Поэтому, чтобы театр стал неотъемлемой частью жизни нашего детского сада, нужно было прежде всего заинтересовать педагогов, дать им необходимые знания по этому виду деятельности и создать определенную среду для театральных занятий, т.е. предоставить детям простор в занятиях искусством в этом виде деятельности. С этой целью для педагогов детского сада были проведены консультации и мастер-классы по организации самостоятельной театральной деятельности. А с детьми свою работу начали с изменения структуры наших встреч, придерживаясь принципа творческого сотрудничества, взаимодействия детей и взрослых.

Формы и методы проведения театрализованной деятельности самые разнообразные. Главное условие успешности выбора — чёткое осознание её развивающей цели, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Важно чтобы ребенок ощутил удовольствие и радость от общения со взрослым. На смену четким указаниям в отношениях между ребенком – взрослым приходят партнерские взаимоотношения, учитывающие его индивидуальность, точку зрения, чувства и эмоции. Считаем, что только на фоне теплых, доверчивых отношений можно наиболее успешно проводить развивающие занятия.

В репертуаре нашего театра музыкальные сказки, театральные викторины, инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры, концертные программы, встречи в театральной гостиной и многое другое. Мы стремимся обеспечить участие каждого ребёнка в спектакле, ведь входя в образ, он играет любимую роль, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

К каждому спектаклю мы серьезно готовимся: выстраиваем структуру мероприятия, пишем сценарий, подбираем тексты и музыку, готовим декорации и шьем костюмы.

Старшие дети ходят в гости к малышам и разыгрывают перед ними кукольные спектакли, а малыши включаются в эту деятельность, принимая участие в маленьких эпизодических ролях. Самыми благодарными зрителями являются родители, они хотят отдохнуть от своих проблем, порадоваться успехам юных актёров, посмотреть чему они научили кукол и что умеют сами. Для того чтобы кукольный театр постоянно принимал участие в работе детского сада, мы выпускаем новые спектакли и создаём к этим спектаклям театральные куклы. Тематика наших спектаклей многообразна – мы идём от желаний и интересов детей.

Организованные в детском саду музыкально-театральные уголки, в которых находятся шапочки и маски сказочных персонажей, различные костюмы, бутафория, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, способствуютреализации творческого потенциала детей, формируют у них инициативу и самостоятельность. Дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.

Ежедневная кропотливая работа принесла свои результаты. Фантазией и руками педагогов создан большой практический материал: куклы разных систем и разных видов театра. Так возникла идея создания в детском саду мини-музея театральных кукол. В музыкальном зале детского сада, мы создали специальную обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Сначала это были ширмы кукольного и настольного театров, небольшой набор театральных кукол, фланелеграф с плоскостными фигурками персонажей. Со временем организовали специальную предметно-пространственную среду – полифункциональные помещения костюмерной и гримерной комнат.

Для ребят создана игротека, где они могут поиграть, например, обыграть полюбившийся сказочный образ. Действует театральная гостиная с набором сценических декораций, организована изобразительная студия «Мастерская Разноцветья» с необходимыми материалами для творческой деятельности детей. Музей является средоточием кукольной жизни сада. Создан он по образу и подобию музея кукол в образцовском театре. Конечно, на статус «исторического», музей садика претендовать не может: но уже есть очень интересные и близкие детям экспонаты. Например, поросенок Хрюша, ворона Каркуша, Лунтик и его друзья Кузя и Пчеленок – настоящие «актеры» персонажи передачи «Спокойной ночи, малыши!».

Любую куклу можно снять с места, «оживить», вступить с ней в общение и беседу. Некоторых кукол малыши с радостью узнают: помнят их по спектаклям и «эстрадным» номерам в исполнении воспитателей или родителей. Другие куклы пока незнакомы, тогда мы демонстрируем будущим «кукловедам» принципы их «оживления». Управлять некоторыми «кукольными актерами» — сложное искусство. Но сложные перспективы всегда должны опираться на простые приемы, доступные ребенку уже сегодня. Наши дети никогда не уходят из студии, не овладев хотя бы маленькой хитростью кукловождения. Детям очень интересно, надев на руку куклу, поводить ее по ширме, поговорить ее голосом. Ведь когда можно поиграть с реальными предметами, образы оживают, становятся понятными, а речь приобретает чувственную эмоциональную окраску.

Для того, чтобы кукольный театр постоянно принимал участие в работе детского сада, мы выпускаем новые спектакли и создаём к этим спектаклям новые театральные куклы. Дети с увлечением участвуют в них, им нравятся куклы, сделанные своими руками. Юные артисты с удовольствуем включаются в игры, сочиняя при этом свои небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело постановленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Совместный творческий процесс сплотил наш коллектив, укрепил веру в свои силы, сделал более тесным контакт с родителями. Увлеченные общим делом, они лучше узнали друг друга, стали больше общаться между собой, что позволяет нам использовать семейные традиции в воспитании творчества.

Через несколько лет наши дети вырастут. Станут взрослыми полноценными жителями России. Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, позволит самому нести в жизнь прекрасное и доброе!

Литература

1. Апанасенко Г. А. Здоровый образ жизни. Л., 1988

2. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие – Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.

3. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства //Дошкольное воспитание. – 2004.

4. Московченко О.Н. Практикум по основам валеологии: Учебное пособие. Красноярск. КГТУ, 1999. — С.108-110.

5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО,

12
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!