Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82 комбинированного вида»

«Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Воспитатель:

Савельева Е.Н.

Саранск, 2024

Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Леонтьев А. А., Щерба Л. В., Пешковский А. А., Виноградов В. В., Ушинский К. Д., Леушина А. М. и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания педагогов. В последнее время значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями с пониженной культурой речи. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка. Речь — основа психического развития дошкольников. Развитие связной речи — одна из главных педагогических задач. Уровень сформированности связной речи выступает основным показателем уровня общеречевого развития. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей различными педагогическими средствами. Эффективным средством развития связной речи у дошкольников является театральная деятельность. Этим объясняется актуальность моего реферата. Актуальность выбранной проблематики обусловила цель статьи: систематизировать систему работы по формированию связной речи средствами театральной деятельности. Общая культура речи характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка. Под связной речью понимается развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей, построенное по законам логики и грамматики. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Эффективным средством развития связной речи у детей является театральная деятельность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9). Формирование связной речи происходит поэтапно: 1) подготовительный этап речи — у младших дошкольников; 2) этап оформления самостоятельной речи — появление ситуативной речи, затем контекстной речи. Другой путь усложнения речевых умений — это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Развитие монологического высказывания в недрах диалогической речи. В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребёнка. Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в монологической речи. В театральной деятельности мы используем практические методы, построенные на принципах лингводидактики: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Имитация заключается в том, что ребёнок и взрослый говорят одно и то же, но по-разному. Так, метод имитации может быть выполнен приёмами использования картин, предметов, игрушек, живых объектов (животных, растений), диафильма, магнитофона, игр, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами; опора на словесный образец. На своих театральных занятиях, используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл. Театрализованные упражнения, этюды, игры обогащают детей потешками, песенками, считалками, различным текстовым материалом. Заучивание происходит в процессе имитации речи. Используется более сложный для ребёнка метод обучения речи — это метод разговора, т. е. беседы, вопросов и ответов. Метод разговора состоит в том, что взрослый спрашивает, а ребёнок отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же (как при имитации), а разное. Метод разговора осуществляем теми же приёмами, что и метод имитации, а также приёмами постановки различных вопросов-заданий, указаний, пояснений. Своим вопросом я побуждаю ребёнка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту и тем самым совершенствовать свою речь. На определённом этапе в театральной деятельности используется метод пересказа. Мы читаем, рассказываем детям художественные произведения или напоминает его, а ребёнок пересказывает по возможности законченный текст, при этом использует различные виды театра и атрибуты к произведению. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время. Приёмы пересказа, используем и при ознакомлении детей с художественным произведением. Дети играют в любимых героев, инсценируют, разыгрывают сюжеты, играют в театрализованные игры, словесно — дидактические, подвижные игры по сюжетам и др. Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому мы поощряем самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов — и т. д. В театральной деятельности дети копирует различные ситуации из жизни взрослых, которые он наблюдал или о которых знает по сказкам, рассказам и запомнил. Распределяют роли в данном сюжете между игрушками. Принимают на себя роль одного из героев знакомой сказки. В процессе игры ребёнок повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь. Сюжетные игры служат прекрасным упражнением в закреплении усвоенного языкового материала. Детям очень нравится самостоятельная творческая игра и придумывание различных историй со знакомыми героями. Все описанные выше методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называются практическими. С теоретическими методами знакомятся в школе, после того как овладеют родным языком практически. Таким образом, в период дошкольного детства в процессе занятий театром в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и связная речь. Поскольку мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, усложняются и речевые формы. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Под воздействием театральных занятий мы быстрее обогащаем речь ребёнка, и в таких условиях, естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Театральная деятельность позволяет нам эффективно решать задачи по развитию связной речи у детей. Поскольку воспитательные возможности театральной деятельности широки. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа, рассказывания (сочинения). Все эти практические методы мы широко используем в театральной деятельности. Все данные методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называются практическими. В процессе театральной деятельности происходит свободное речевое общение ребёнка. Поэтому театру отводится особое место. Театр для детей — это игра, развлечение, которое всегда привлекает детей. В нём заложены большие возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме. В театральной деятельности существует множество приёмов реализации любого метода, и каждый творчески работающий воспитатель создаёт свои собственные приёмы, не нарушая самого «словесно — литературный метод». Научив детей правилам манипуляции верховыми куклами с использованием театра бибабо, мы научили игровое взаимодействие руки сопровождать речью, чувствовать и передавать эмоциональное состояние героя, вступать в игровое взаимодействие с другими персонажами. При этом в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Всё это развивает связную речь детей. Занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.



73
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!