Рабочая программа по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе

Тип статьи:
Авторская

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, моралии нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.

Направленность программы

Программа театрального развития дошкольников направлена на создание условий для развития сценических способностей ребенка, общее развитие дошкольника и первичное формирование у детей необходимых базовых знаний умений и навыков в рамках театрального искусства, развитие

самостоятельности, активности, инициативы в процессе театральной

деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной,

музыкальной, изобразительной, познавательной. Показ своего «Я» в

рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений,

придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении -

какой-либо познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромисс-важные моменты данной программы.

Данная программа направлена на приобщение дошкольников к миру искусства.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театральной деятельности, обосновано использование разных видов детской, творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Актуальность программы

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями программы являются её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном,

воспитательном и развивающем процессах.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в

возможности средствами театра помочь детям раскрыть их индивидуальные

способности, физические и нравственные качества, а также повышение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.

Программа педагогически целесообразна, так как опирается

на методику и организацию театрализованной деятельности дошкольников

Э.Г Чуриловой (старшая и подготовительная гр.);

методическое пособие для преподавателей «Сценарии театральных

кукольных занятий» Н.Ф Сорокиной, авторами рекомендованы

специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков.

Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность

воспитательного процесса в развитии творческих способностей

театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста.

Педагогическая целесообразность образовательной программы

«Театрализованная деятельность для дошкольников» состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.

Одной из самых важных потребностей детей является потребность

взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей

воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в

общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные,

принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие

противоречия в общении.

Комплексный характер программы строится на основе следующих принципов:

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый важный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций.

4.Принцип системности и последовательности — это развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

5. Принцип взаимосвязи всех направлений.

6. Принцип гуманистической направленности воспитательного процессазаключается в коренном изменении характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.

7. Принципы связи с реальной жизнью.

Цель программы

Развитие сценического творчества детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр представлений, расширение кругозора.

Задачи программы

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с разными видами театрализованной деятельности;

2. Продолжать приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

3.Формировать у детей первоначальные представления

о средствах актѐрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем.

4.Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.

5. Формировать умение согласовывать свои действия с партнерами, приучать правильно оценивать действия персонажей в спектакле;

6… Расширять у детей знания простейших правил поведения в театре.

Развивающие:

1. Развивать у детей умение создавать по предложенной схеме и словесной инструкции декорации и персонажей из различных материалов (бумага, ткань, бросового материала и прочее);

2. Продолжать развивать у детей умение передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, жеста, движения и интонационно-образной речи;

3. Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативные навыки детей: диалогическую и связную речь.

4. Продолжать развивать навыки кукловождения в различных театральных системах (перчаточными, тростевыми, марионеткам и так далее);

5.Развивать у дошкольников потребности к самостоятельной театральной деятельности, творческие способности детей.

6.Способствовать повышению грамотности родителей в области театрализации.

Воспитательные:

1. Поощрять желание разыгрывать в творческих театральных, режиссерских играх и играх драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий;

2.Поощрять способность творчески передавать образ в играх драматизациях, спектаклях;

3. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна стеатром.

Особенности развития детей от 6 до 7 лет

Дети седьмого года жизни активно участвуют в творческой деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Формируются навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Дети учатся импровизировать под музыку соответствующего характера (соответственно роли).

Поощряется проявление детьми самостоятельности в организации всех видов игр, инициативы, организаторских способностей.

Продолжают учиться брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом; использовать атрибуты.

Совершенствуются умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Развивается творческая самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа. Формируются умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Совершенствовать умения детей при использовании различных видов театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Дети активно осваивают диалогическую и монологическую речь, выразительные средства языка.

Отрабатывается дикция: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Продолжаются совершенствоваться художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Методы и приемы:

творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);

драматизация литературных произведений;

беседы после просмотра спектаклей;

упражнения по дикции, ритмике, хореографии;

театрализованные игры-превращения;

упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

спектакли, сказка, мюзикл, балет.

Ожидаемые результаты

Получили положительный опыт привлечения родителей к нашей работе;

появились изменения в личностном развитии детей;

у детей достаточно развиты музыкальные способности;

заметно обогатилась речь;

повысилась эмоциональная отзывчивость;

раскрылись артистические данные;

у детей появилась уверенность в своих силах, застенчивые дети стали выступать перед зрителями;

заложены основы эстетического вкуса путем оформления атрибутов, декораций, костюмов.

Работа с родителями

Цель — активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их партнерами в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

анкетирование;

индивидуальные беседы;

наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

памятки «Организация театральной деятельности в ДОУ», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».

выставки и фотовыставки;

выставка – презентация разных видов театра «Давай, поиграем»;

совместная деятельность;

день открытых дверей, дружеские встречи;

помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Список литературы

1. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

2. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.

3 Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.

4. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003.

5. Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных

6. Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г.

7. Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. — М., 2000.

8. Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002.

9. Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. — М., 2000.

13
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!