"Обучение грамоте старших дошкольников как одно из условий успешного перехода к школьному обучению"
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
В современном обществе школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для малыша 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет и на мотивы и на поведение ребенка.
От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.
Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы.
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой
На августовском Всероссийском форуме работников системы дошкольного образования обсуждалась идея сделать предшкольную подготовку для детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях обязательной. Главный аргумент сторонников — выровнять стартовые возможности будущих первоклашек, чтобы уже с начальной школы не было деления на изгоев и отличников.
Я убеждена, что одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки занимает обучение детей грамоте.
Обучение грамоте – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Новизна опыта заключается в использовании возможности воздействия системы занятий по обучению грамоте на активизацию познавательно-речевого развития ребёнка в предшкольный период.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Речевое развитие» вошло обучение грамоте.
Обучение грамоте в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению элементами чтения. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей 5-7 лет. Этот возраст — время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении грамоте. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат.
Работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметила, что именно у детей в возрасте 5 — 7 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Именно этот возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения грамоте.
Работая над данной проблемой, я поставила следующие цели и задачи:
Цель: обучение грамоте через комплексное развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные: — Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
— Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
— Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
— Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
-Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам чтения.
Развивающие: — развивать слуховое, зрительное внимание, сообразительность, мышление, учебные навыки;
— развивать психологические предпосылки к формированию полноценной учебной деятельности;
— развивать мелкую и общую моторику, подготовка руки к овладению письмом;
— развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Воспитательные: — воспитывать навыки самоконтроля и самооценки;
— воспитывать свободное общение с взрослыми и детьми;
— воспитывать любовь к чтению и художественной литературе.
Процесс обучения грамоте очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Необходимо помнить, что формирование навыков грамоты происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания.
Теоретическая база опыта.
Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением.
Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Психологами и педагогами проводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956-1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
О проблемах начального обучения грамоте еще в 50-е годы говорил Д.Б.Эльконин, о задачах формирования не только навыков чтения и письма, но и речевого развития писали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. На необходимость становления процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи, указывает Р.Е.Левина; о психологической подготовке ребенка к письму, о необходимости формирования у него для этого побудительных мотивов говорил Л.С. Выготский.
Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности.
Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.). Но и сегодня вопрос обучение детей дошкольного возраста грамоте остается во многом дискуссионным.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Процесс обучения грамоте очень интересный, но трудный и ответственный. Научить детей основам грамоты – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, грамотному письму, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками грамоты это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Эта работа требует от педагога особого мастерства и терпения. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
В своей работе я выделила следующие приоритеты:
1. Обучение грамоте положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности.
2. Успешно, без напряжения овладеть первоначальными навыками грамоты ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения.
3. Игровая основа создает мотивацию для выполнения обучающих заданий.
В своей работе я использую разные формы и виды детской деятельности, что позволяет дошкольникам обучаться ненавязчиво и интересно. Это разнообразные игры, поисковая и исследовательская деятельность, практические действия детей и индивидуальная работа.
Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности, межпредметности.
Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу. Большим преимуществом опыта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:
Знакомство с неречевыми звуками.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие «звук». Развивается слуховое внимание.
сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);затем звуки близкие по звучанию (большой бубен — маленький бубен);узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).Чтобы сделать процесс овладения грамотой увлекательным и лёгким, опираюсь на золотой принцип дошкольного образования: основная деятельность дошкольника — это игра.
Вот какие игры мы проводим
«Услышишь – хлопни»;«Узнай, что звучит?»;«Где звучит колокольчик?»;«Покажи картинку»;«Громко – тихо»;«Кто сказал?».Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное — формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомство с гласными звуками.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе учу детей слышать гласные звуки. Например, найди звук [а]
в ряду других звуков: а, у, и, а, ов ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.в ряду слов: аист, усы, артист, осыв тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.Знакомство с согласными звуками.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.
Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком — если горлышко «звенит», значит, звук звонкий, если нет — глухой.
Если горлышко звенит,
Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Практикую индивидуальное повторение звука ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаю знакомить детей с буквами. В своей работе я букву называю как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомлю детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаю запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с — сыр, т — труба, я — яблоко). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы
Покатилось колесо, превратилось в букву О;У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;А – как лесенка стоит, начинает алфавит;Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.
Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу я пришла к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.
Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;Угостить фигурным печеньем в виде буквы;Вылепить из пластилина, теста;Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов использую и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.
После усвоения гласных, согласных звуков, переходим к заключительному этапу – звуко-буквенный анализ
определение порядка звуков в слове;выделение отдельных звуковразличение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие).Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут выявить невидимую трудность — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее — во втором, третьем классе.
Что касается обогащения словарного запаса, развития речи, то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей).
Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец). Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.).
Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.
К 6 – 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает множественное и единственное число, словарный запас составляет не менее 3000 слов знает и умеет применять на практике основные законы словообразования и словоизменения, речь из ситуативной становится развернутой и связной. В начальной школе он овладеет чтением и письменной речью, что позволяет и дальше как развивать словарный запас, так и усваивать сложные грамматические конструкции.
Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания (их используют не только родители, но и мы на занятиях). Я расширяю возможности таких альбомов: использую не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.
Использую возможности физкультурных минуток для развития речи. Предлагаю различные формы проведения физкультминутки:
подвижная игра;имитация трудовых действий;произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;физкультминутки в форме психофизической гимнастики.Графические задания
На занятиях по обучению грамоте дети выполняют графические задания. Это развивает мелкую моторику. Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку. Важно научить дошкольника отыскивать рабочую строку в тетради.
Работу над предложением веду с постепенным усложнением.
На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.
Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.
Обучение грамоте будет успешным, если выполняются определённые правила:
1.Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении грамоте надо быть последовательным.
3. Обучение грамоте требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что-то сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Анализ результативности.
В результате проведенной работы у большинства детей сформировались такие умения и навыки, которые будут способствовать их успешному обучению в школе:
развит фонематический слух и восприятие;
умеют отчетливо и ясно произносить слова и звуки;
усвоен лексико-грамматический строй речи;
умеют выделять из слов звуки, слова и предложения из речи;
соблюдают орфоэпические нормы произношения;
развита связная речь, сформированы навыки звукового анализа и синтеза;
умеют раскрывать смысл несложных слов;
умеют пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям, составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
дети владеют понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
различают гласные, твердые и мягкие согласные;
правильно ставят ударение в знакомых словах;
складывают буквы в слоги и слова, а слова в предложения;
плавно читают целыми словами и небольшими предложениями;
осмысливают прочитанное;
составляют простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаком на конце.
Сформировались графо-моторные навыки и зрительно-пространственные представления, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму.
Проведённая работа позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования готовности к овладению грамотой приобретает всё большую актуальность.
Я считаю необходимым, продолжать работу по данной теме, внедрять систему работы в практику, продолжать разрабатывать новые пути развития.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
На практике трудно выбрать из множества методик и программ ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению и помочь подготовиться к школе; Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме; Следует повышать профессиональную компетентность педагогам ДОУ и перестраивать свою работу в соответствии с ФГОС; Необходимо создавать условия преемственности детского сада и школы путем проведения различных совместных мероприятий.Адресные рекомендации по использованию опыта
Результаты, полученные в ходе реализации данного опыта, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями, педагогами-психологами, руководителями ДОУ. Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через консультирование педагогов города и республики, публикации в печатных изданиях и размещение на Интернет-ресурсах (Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы опубликован на международном образовательном портале ). Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.