Конспект по развитию речи
Конспект непосредственно образовательной деятельности
(интегрированное) по образовательной области:
«Речевое развитие»
на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»
.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия
в словесно-речевых играх
Образовательные задачи:
— совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения
словообразования;
— упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
— формировать умения обобщать, классифицировать;
— закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями, создавая лучики;
— учить детей передавать образ пластическим способом, используя прием
разглаживания пластилина по контуру.
Развивающие задачи:
— развивать диалогическую связную речь, образное представление;
— расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
— развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
— развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности;
— развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Воспитательные:
— воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в
сложившейся ситуации;
— воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Интеграция образовательных областей:
— речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественное творчество- лепка, физическое развитие.
Словарная работа: фантазия, повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, выполнение физкультурных разминок.
Методические приемы: словесные, наглядные, практические/
Материалы и оборудование: воздушный шар, письмо, «Лучи солнышка» с заданиями, магнитная доска с картинками, пластилин, колокольчик.
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.
— А что такое фантазия? (ответы детей)
Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
(Включается сказочная музыка)
Основная часть
Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех»
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
(ответ детей)
Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)
(на доске висит солнышко без лучиков)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)
-Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
— Посмотрите, а вот и лучики от нашего солнышка.
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
1 задание «Назови ласково»
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково
— бык – бычок;
— жук – жучок;
-. обезьяна – обезьянка;
— бегемот – бегемотик;
— собака – собачка;
— кабан – кабанчик;
— барсук – барсучок и т.д.
Прикрепляем первый лучик к солнышку.
2 задание Игра «Скажи наоборот»
— Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное
по значению:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)
Скажу я слово «уронил» — … («поднял»)
Скажу я слово «потерял» — …(«нашёл»)
Что скажешь ты на слово «ложь» — … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» — …(«враг»)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
— Прикрепляем лучик.
3 задание«Назови признаки»
В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
— матрешка из дерева, значит она деревянная;
— дом из кирпича – кирпичный;
— ваза из стекла – стеклянная;
— ложка из железа – железная;
— самолётик из бумаги – бумажный;
— сумка из кожи – кожаная.
-Прикрепляем лучик
4 задание А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке.
Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук)
Итак, где же спрятался звук Ж в слове жар, ножницы, еж.
Ребята, что мы сейчас повторили, с чем поработали? (со звуками)
5 задание Злой волшебник перепутал все сказки, и теперь сказочные герои не могут разобраться кто из какой сказки. Нужно помочь им. Дети выкладывают картинки в хронологическом порядке. Затем рассказывают сказку.
6 Задание «Сколько слогов в слове?»
— Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей)
(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)
Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
Физкультминутка. В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами. Выходит, ребята, поиграем.
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!
Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике « пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу. Прежде чем начать работать разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя
ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко, Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем, Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
— Дети выполняют задание.
Молодцы ребята!
Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, разколдовали все лучики. (воспитатель переворачивает макет солнышка). Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
III Заключительная часть:
Итог:
— Что вам больше всего понравилось?
— Что было особенно трудно?
— Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
— Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
А сейчас мы встали в круг,
За руки все взялись вдруг,
Будем рядышком стоять.
Ручками махать.
Все вы занимались,
И немножко баловались,
А теперь детвора,
Отдыхать и вам пора!