ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ТЕХНОЛОГИИ «В ПОИСКАХ ФЛАУНДЕРА»

Цель: Составление творческих рассказов о морских обитателях с использованием технологии синквейна, мнемотехники, составлении загадок.

Задачи: обогатить словарь детей новыми словами: донные рыбы, млекопитающие; активизировать лексический запас по теме «Морские обитатели»; расширить представления о подводном мире; закрепить представления об обитателях моря.

Развитие связной речи: совершенствовать умение составлять распространенные предложения; стимулировать детей к речевым высказываниям; развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие и внимание; развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционная работа: совершенствование грамматического строя речи: образование сложных слов, обогащение речи словами-антонимами, развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением

Оборудование. Презентация, звуки погружения, крик китов, дельфинов, бутылка, письмо, карта, разрезные картинки, ракушки.

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я сегодня на пороге нашла вот что. (Бутылка) Как вы думаете, что это?

Воспитатель: Очень интересно! (открывают бутылку, достают письмо) Посмотрите, что с письмом! (оно мокрое)

Что же нам делать? (посушить, прогладить)

Молодцы, а есть сканер, который поможет нам решить эту проблему (вставляют письмо в сканер, на экране проявляется письмо)

Здравствуйте, ребята!

Мы искали подарок на день рождение моего отца Нептуна. На дне мы нашли сундук, Флаундер заглянул туда, крышка захлопнулась. Я никак не могу ее открыть. Помогите! Вот вам карта в помощь.

Русалочка.

Воспитатель: Но она какая-то загадочная, что она напоминает (море, а там путь)

Воспитатель: Ну что, поможем Русалочке? На чем же мы отправимся спасать Флаундера? (дети предлагают: подводная лодка, акваланг, батискаф). А что такое батискаф? (Батискаф — это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью). Я предлагаю построить батискаф.

Воспитатель: Молодцы, теперь у нас есть транспорт, на котором мы сможем спуститься на дно моря. Но чтобы попасть на дно нам необходимо выполнить задания, при каждом правильно выполненным задании наш батискаф будет опускаться все глубже и глубже.

Основной этап

Воспитатель: Занять всем свои места. Чтобы батискаф спустить на воду надо выполнить задания. Расскажите, а для чего же нам с вами отправляться в это путешествие? Давайте подумаем и расскажем, но нужно будет использовать особые слова:

Я отправлюсь в путешествие, чтобы… потому что… для того, чтобы… затем что...

Дети составляют свои предложения.

Воспитатель: Молодцы! Справились, вот и следующее задание. Ребята, вы должны очень хорошо уметь слышать, иначе как услышите возможные сигналы! Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов лишнее.

Море, морской, марка, моряк

Вода, подводный, водяной, волк

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Земля, земляне, земной, зимний.

Рыба, рыбак, рыбий, рысь

Глубина, глубинный, голубь, глубоко

Кит, китовый, кот, китёнок;

Дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

Воспитатель: Замечательно! Вы отлично все слышите и различаете на слух. Ни один сигнал вы не пропустите. Смотрите, наш батискаф погружается!

(звук погружения)

1-2-3 все поплывём! В мир подводный попадем.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд) Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук) Гостей встречает осьминог.

Воспитатель: Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.Звучит запись дельфинов.

Воспитатель: Что это за звуки, слышите? — Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ дельфина). Кто это? А вот и следующее задание, надо составить синквейн, стихотворение пяти строк с опорой на схему.

Дельфин

Умный, добрый

Играет, выпрыгивает, спасает

Дельфины спасают тонущих людей

Животное

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, наша карта начала оживать (на карте появляется изображение дельфина).

Звучит запись китов. Справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ кита). Кто же это? (Синий кит) И про него давайте составим синквейн.

Синий кит

Огромный, гладкий

Плавает, ныряет, дышит

Кит пускает фонтанчики.

Животное

Воспитатель: Давайте попробуем попускать фонтанчики, как кит. Я буду читать стихотворение, а вы пускать фонтанчик воздуха.

В центре моря-океана

Бьет струя, как из фонтана!

Фантастичный чудный вид

Дарит нам огромный кит (на карте появляется изображение кита)

Воспитатель: Молодцы. А кто знает, киты и дельфины кто это? (Киты и дельфины – это млекопитающие животные.) Почему? У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: Правильно. Смотрите, спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.) Ой, кто же это плывёт? (Показ акулы). Вот и следующее задание, надо составить загадку по схеме с рисунками.

Большая, но не кит

Зубастая, а не пила.

Быстрая как стрела

Кто это? Акула ( на карте появляется изображение)

Воспитатель: Прекрасно! Ну что, поплыли дальше? Кто это плывет нам навстречу?( осьминог) А про него составим загадку?

Меняет цвет, как хамелеон

Прячется от всех он.

Восемь ног и голова

Отгадайте, кто же я? ( на карте появляется изображение)

Воспитатель: Молодцы. Интересные получились загадки. Пора отдохнуть немного

Физминутка Морской мир

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (руки домиком над головой)

Воспитатель: Ура! Погружение продолжается. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете? Для вас сюрприз (разрезные картинки) Давайте соберём картинки и узнаем кто же здесь обитает? (скат, краб, камбала, коралл).

Воспитатель: Вот и следующее задание, нам надо составить рассказ об этих обитателях рассказ, об этих морских обитателях с помощью мнемотехники, таблицы. (дети составляют рассказы) ( на карте появляется изображения)

На экране появляется Русалочка и сундук

Воспитатель: Ребята, а вот и Русалочка нас здесь ждет. Но чтобы открыть сундук нам надо выполнить следующее задание

Игра «Хорошо — Плохо?» ТРИЗ ( интерактивная)

На экране картинки с изображением моря. Надо отобрать картинки, где море – это хорошо: море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, купаемся, по морям и океанам люди перевозят грузы. Очень полезны для человека морские животные, рыбы, моллюски. И картинки где море — это плохо. На морях бывают сильные штормы и бури. Там гибнут люди и корабли, в море можно утонуть, могут напасть хищники. И ещё бывают очень опасные землетрясения в океане, от этого поднимается огромная волна-цунами, она может пройти от одного материка до другого и снести всё на своем пути. Есть ещё одна опасность – подводные вулканы. И тогда горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается и превращается в пар и даже может произойти взрыв.

Сундук открывается, появляется Флаундер:

— Спасибо, вам, ребята! Я уже думал, никогда отсюда не выберусь. Вы молодцы выполнили все задания. Благодарю вас.

Русалочка:

Спасибо и для вас у меня сюрприз. Здесь ни краб, ни осьминог, ни кит, а другие дары моря.

Воспитатель: Как вы думаете, что здесь может быть? (ракушки) Но ракушки Русалочка нам оставила на берегу моря. Пришло время всплывать.Для этого необходимо избавиться от балласта и выполнить задание. Поиграем в игру «Скажи наоборот»

Ярко — тускло

Темно — светло

Глубоко — мелко

Далеко — близко

Высоко — низко

Медленно – быстро

Погрузиться – всплыть

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились! Всплываем в батискафе на поверхность. — Музыка (звук всплытия)

Выходят из батискафа

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот какое путешествие мы совершили.

Воспитатель: Что вам понравилось? А что не понравилось, где были затруднения? Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы очень внимательные, дружные, смелые, все большие молодцы. Посмотрите, вот и ракушки. Как вы думаете, ракушки что это? А давайте с вами запустим проект «Что такое ракушки?»

25
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!