«Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста»

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Детское художественное творчество – деятельность ребенка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, художественных композиций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному развитию эстетического вкуса у ребенка.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей. Психологами специально разработаны особые тесты в игровой форме, которые позволяют определить, на каком уровне развито воображение и как устроено мышление ребенка. Некоторые дети оперируют образами воображения, другие больше склонны обыгрывать образы памяти. Иногда дети отказываются участвовать в подобных играх, что свидетельствует о необходимости особого подхода к ребенку.
Создание правильных условий для развития художественных способностей детей также играет большую роль. Родители должны не только предоставить дошкольнику возможность развиваться, но и принимать в этом активное участие. Ни в коем случае нельзя использовать давление на ребенка, заставлять его заниматься прикладным искусством. Для формирования любых творческих способностей у детей необходимо не только выявить наклонности, но и проделать серьезную работу, чтобы привить желание развиваться в нужном направлении.
Изобразительное детское творчество является массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребенка со взрослым, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Любые задатки должны пройти большой путь развития до того, как превратиться в способности. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и необходимо как можно полнее использовать первые проявления художественных способностей и творческих задатков.
Как развивать художественные способности?
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определили или выделили основные направления в развитии художественных способностей детей:
1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.
2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет, или просто попросите назвать, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.
Третье условие заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того, что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.
Однако, предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это четвертое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к художественному творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
В любом вопросе, касающемся развития способностей, в том числе и художественных, необходимо соблюдать последовательность и меру. Не стоит требовать от ребенка высококлассных шедевров и форсировать неординарные способности, лишая других занятий и игр.
При соблюдении этих простых условий ребенок получает возможность полноценно развивать свои художественные способности, не теряя при этом интереса к творчеству.
23
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!