Консультация для воспитателей
ТЕМА: «Использование фольклора в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. По единодушному мнению, педагогов-классиков, именно фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, таких как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.
Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
На своих музыкальных занятиях я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Основные задачи моей деятельности по патриотическому воспитанию детей:
-способствовать развитию интереса к народному творчеству и музыке;
-воспитывать чувство причастности к русской культуре;
-способствовать формированию знаний о русской культуре через ознакомление с бытом, традициями и фольклором русского народа;
-познакомить детей с историей русского народного костюма; с народными праздниками, с историей их возникновения;
-создать условия для самостоятельной деятельности;
-оказывать помощь родителям в возрождении и развитии лучших традиций.
Для знакомства детей с русским фольклором мною были выбраны следующие направления работы: (содержание деятельности)
1.Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах. На занятиях познавательного цикла я знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями. Мы говорим о том: Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Это помогает расширять общий и музыкальный кругозор детей, психологически подготавливает к осознанию важности народной культуры, пробуждая интерес к ней.
2. Знакомство с устным народным творчеством.
Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
3. Исполнение народных и стилизованных песен
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке и народной песне, в частности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, эпитетами, оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Ах вы сени», «Где был Иванушка», «Блины» и другие. Большинство народных песен можно инсценировать. И дети с удовольствие включаются в эту игру. Инсценировка помогает развивать у ребенка воображение, активизировать его творческие проявления.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Важную роль в ознакомлении детей с народным творчеством играют народные игры. Я стараюсь показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. На своих занятиях я знакомлю детей с доступными народными играми, такими как «Ручеёк», «Плетень», «Вейся капустка», «Ярмарочная карусель», «Две тетери» и т.д. Включение таких игр в праздник дарит детям незабываемые эмоции. В народных играх дети учатся общаться, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Особенность народных игр в том, что они, обучают личность социальной гармонизации, прививают чувство коллективизма.
5. Знакомство с песенно-танцевальными народными формами.
Я стараюсь уделять большое внимание характерным песенно-танцевальным народным формам: хороводам, заигрышам, обыгрыванию и др. Это народные песни-игры, песни-хороводы: «Где был, Иванушка?», «Тень-тень, потетень», «Ходит Ваня». Это и хороводы-шествия, основанные на разнообразных движениях: «гуськом», «цепью», «змейкой», «рядами», «воротца» и т.д.
Все эти песенно-танцевальные формы не только дают детям руководство к определенному действию, но и помогают формированию конкретных представлений, связанных с жизнью и бытом народа.
6. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. С большим удовольствием дети познают приемы игры на русских народных музыкальных инструментах, которых у нас собрана целая коллекция: трещотки, хохломские ложки, коробочки, бубенцы, рубели, свистульки. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах.
7. Погружение в быт русского народа. Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это и оборудование фольклорных уголков в группах с предметами домашней утвари. Это совместное с детьми изготовление игрушек фольклорной тематики. Это и возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряжения. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в патриотическое воспитание, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.
8. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.
Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.
Наши ребята на Рождественские святки с удовольствием ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Встречают «широкую гостью Масленицу», славят осень на «Осенинах». Фольклорные праздники — это не только веселые праздники, но и кладезь народной мудрости и педагогических возможностей в формировании патриотических чувств ребёнка. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети принимают к действию нравственный кодекс, заложенный во всем этом; побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, истории народа. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Наши предки оставили нам поистине неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Об одном таком празднике, который совсем недавно состоялся в нашем саду я хочу вам рассказать подробнее. Это образовательное событие — «Капустные посиделки». Основная цель этого образовательного события- расширить представления детей о народных традициях и праздниках.
Знакомство детей с этим праздником проходило в интересной и занимательной форме, в форме чаепития, с настоящим русским самоваром и сушками. Мы постарались стилизовать наш зал под «посиделки». Одну из зон оформили предметами народного быта, совместно с воспитателем и детьми накрыли столы к чаю с самоварами, постелили на столы расшитые салфетки.
Основываясь на своём опыте, хочу сказать, что влияние русского фольклора на формирование патриотических чувств у дошкольников, несомненно.
Одним из самых ярких показателей результативности моей работы в этом направлении является ярко выраженный интерес и желание детей участвовать в фольклорных праздниках. Дети стали хорошо ориентироваться в народной культуре, знают народные праздники и обряды, а главное, на мой взгляд, могут и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости, любви к Родине, родному краю.