Ознакомления детей с весенними явлениями природы

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха.

Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой при­роды, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание педагог должен обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, воспитатель может отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих дошкольников: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры.

Наблюдения за жизнью природы проводятся обычно на участке ДОУ, что способствует накоплению у дошкольников конкретных представлений о весенних изменениях в природе, и эпизодически — на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художественной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности. Необходимо формировать у детей умения и навыки выращивания растений в уголке природы и на участке, связывая это с наблюдениями труда взрослых в природе.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). При этом важно вызвать у каждого ребенка интерес к природным изменениям. Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и теплую обувь на более легкую одежду и уточняют, почему.

Писатель М. Пришвин поэтично назвал три основных пери ода весны: «весна света», «весна воды», «зеленая весна» Из этих названий можно представить, какие наиболее яркие изменения можно наблюдать в каждый период весны.

Воспитателю следует обратить внимание детей на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солн­це, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь.

В процессе игр детей знакомятся свойствами воды (теплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками, в солнечные — пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку.

ВЕСНА

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны. И. Токмакова

В конце весны и летом в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету).

В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предло­жить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением.

Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня.

Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро.

Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики первоцвета, чистяка и др. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху.

Одуванчики везде по весенней травке.

Замелькали во дворе, спрятались в канавке.

Во время наблюдений уместно вспомнить стихотворения о цветах.

Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе.

На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Дошкольники должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья.

На прогулках в парк, к водоему воспитатель в процессе многократных наблюдений знакомит малышей с лягушкой (она зеленая, у нее большие глаза; лягушка прыгает в траве, в воде плавает, квакает).

Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. Малышам нужно показать черных больших грачей. Если поблизости есть скворечники, можно понаблюдать за скворцами.

Висит на дереве дворец, а во дворце живет… (Ответ: скворец)

Для закрепления представлений детей о птицах, об общих признаках данной группы животных (клюв, органы передвижения, перьевой покров) на занятиях можно использовать разрезные картинки и дидактические и подвижные игры.

Весной появляется больше возможностей для наблюдения за домашними животными и их детенышами. Наглядным материалом могут служить картины с изображением животных, муляжи или игрушки. Следует прочитать детям стихи, потешки, спеть народные песенки. Можно организовать игры «Найди детеныша маме» или «Чьи детки», где малыши сравнивают взрослое животное и детеныша и учатся правильно называть их. Дети рассматривают картины, изображающие животных нашего леса: зайца, медведя.

Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие. Весной необходимо наблюдать с ними труд дворника, уборку улиц машинами, посадку деревьев, кустарников, цветов. Можно привлечь малышей к уборке участка: смести с веранды мусор, расчистить дорожки.

Дети могут помочь собрать мусор с цветника, отвезти на маленьких тачках сухие ветки, прутья, камни в определенное место, разбить маленькими лопатками комья земли, протоптать междурядья, утоптать дорожки вокруг клумб.

Малыши могут поучаствовать в весенних посадках в уголке природы и на участке. Для этого лучше использовать крупные семена (садовые бобы, декоративную фасоль, настурцию, душистый горошек, горох, редис и др.). Воспитатель показывает картинки с изображением тех цветов и овощей, которые дети будут выращивать. Предварительно они рассматривают семена: цвет, форму, размер. Педагог объясняет, что семена кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Чтобы облегчить малышам работу, он ставит на месте посадки палочки на расстоянии 8-10 см. Там, где стоит палочка, нужно сделать ямку (на каждого ребенка по 3-5 ямок) на глубину, отмеченную на палочке. Объяснять и показывать следует постепенно, перед началом каждого нового действия. Иначе малыши не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.

На повторных занятиях дети выполняют эту работу с большей самостоятельностью. Воспитатель от подробных объяснений, напоминаний о каждом действии и их последовательности переходит к общим объяснениям. Такой прием побуждает ребенка вспомнить, какой способ следует применить, какие действия в него входят и какова их последовательность.

Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Поэтому очень важно проводить планомерные наблюдения за разнообразными трудовыми действиями взрослых в саду и на огороде, например посевом и поливом, рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.

Маленький ребенок, подражая педагогу, сам пытается участвовать в рыхлении почвы, прополке. Ввиду того, что физические возможности детей крайне ограничены, привлекать их к выполнению данных действий можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем малыши интересуются, где бобы, а где сорняки, просят назвать, какие это сорняки. Педагог должен ответить на вопросы и показать им 3-4 вида сорняков. Дети быстро начинают узнавать культурные растения (например, отличать бобы от пахучей ромашки, подорожника). Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение ребенка, он начинает больше присматриваться к окружающей природе.

В уголке природы педагог обращает внимание детей на появление молодых нежных листочков, на распустившиеся цветы комнатных растений. У младших дошкольников продолжает формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и животными (поливать растения, обмывать листья влажной тряпочкой, кормить рыбок, птичек). Необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети бережно относились к живым существам.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВЕСЕННИМИ ЯВЛЕНИЯМИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха.

Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание педагог должен обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, воспитатель может отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих дошкольников: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры.

Наблюдения за жизнью природы проводятся обычно на участке ДОУ, что способствует накоплению у дошкольников конкретных представлений о весенних изменениях в природе, и эпизодически — на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художественной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности. Необходимо формировать у детей умения и навыки выращивания растений в уголке природы и на участке, связывая это с наблюдениями труда взрослых в природе.

Дети 5 лет уже способны к обобщению и установлению связей между изменениями в неживой и живой природе и деятельностью человека в ней. Однако в начале сезона им еще трудно определить наступление весны по первым весенним признакам. При каждом снегопаде, снижении температуры они думают, что зима вернулась.

Зима недаром злится, прошла ее пора —

Весна в окно стучится и гонит со двора. Ф. Тютчев

Поэтому педагогу следует обратить основное внимание детей на неизменно развивающиеся явления весенней природы: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и осадков. На ежедневных прогулках дошкольники определяют состояние погоды, характе­ризуя ее основным признаком (солнечная, теплая, пасмурная или др.). Во время прогулок воспитатель обращает внимание на облака и цвет неба, предлагает послушать, как звенит капель, журчат ручьи. Спрашивает, откуда они появились. В результате наблюдения за сосульками детей подводят к выводу, что сосульки — замерзшая вода, от тепла они тают.

Когда растает лед, следует провести целевую прогулку на водоем, отметить, что вода еще холодная, растения не растут. Можно выловить сачком рыбку, жука (плавунец, водолюб) и рассмотреть их, поместив в стеклянную банку.

Снег растаял, снег растаял это новость не простая.

Это значит, наступила настоящая весна.

Дети этого возраста могут устанавливать связь между обилием солнечного света весной, теплом и снеготаянием и началом пробуждения, роста и развития растений. Поэтому во время прогулки на участке следует проводить наблюдения за появлением и распусканием почек на деревьях и кустарниках (дети могут узнавать 2-3 дерева: ель, тополь, березу, клен или др.), появлением сережек на березе и тополе, зеленых листьев. Педагог должен объяснить детям, что почки нежные, трогать руками их не надо, иначе они опадут, тогда зеленых листьев и красивых цветов не будет.

В период цветения деревьев и кустарников (сирень, жасмин и др.) следует провести экскурсию в парк. В марте можно поставить ветки в воду, собрав их после обрезки деревьев. Дети увидят, что весной они распускаются быстрее, чем зимой.

На могучем тополе дружно почки лопнули.

Развернула трубочки, распустили юбочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали: «Мы проснулись».

Можно провести занятие, на котором следует рассмотреть ветки тополя и березы с распустившимися листьями. При этом важно объяснить ребятам, что почки на деревьях и кустарниках закладываются летом, а весной распускаются зеленые листья. На данном занятии дети учатся пользоваться приемами обследования и рассказывать о своих наблюдениях.

На последующих экскурсиях необходимо приучать детей внимательно рассматривать деревья, кустарники, сравнивать их состояние с тем, которое наблюдали ранее, то есть устанавливать последовательность в их развитии. Воспитатель предлагает детям подойти к тому или другому дереву, прикоснуться к коре, спрашивает, много ли на ветках листьев, какой они величины. После этого проводит дидактическую игру «Раз, два, три — к дереву (береза, дуб, клен или др.) беги».

Замечают дети и появление зеленого покрова на земле. Особый интерес вызывают первые цветущие растения. Во время целевых прогулок дошкольники наблюдают за постепенным цветением весенних растений: первоцветов и растений поздней весны, в цветнике — цветение декоративных растений. Можно предложить им сравнить два растения по окраске, форме цветка и листьев, по величине, поверхности листа на ощупь (например, тюльпан и нарцисс), по запаху.

Следует постепенно приучать детей рассматривать объект. При этом педагог может задавать детям вопросы: как называется цветок, расскажи, какой он, на что похож, что напоминает тебе, распустилась ли сирень, зацвела ли яблоня, вишня и т. д.

В средней группе, как и в младшей, проводятся целевые прогулки с эстетической целью в цветущий фруктовый сад или к цветущему дереву, где дети рассматривают цветки, наблюдают за насекомыми.

Весной дошкольникам важно показать, как заботятся люди о птицах, например, пойти на пришкольный участок, где вывешивают скворечники. Предложить им сделать аппликацию такого домика для птиц, который они хотели бы повесить на участке. Воспитатель привлекает внимание детей к птицам, вернувшимся из теплых стран (грачи, скворцы, ласточки и др.), рассказывает о жизни этих птиц, о том, что весной, возвращаясь из теплых стран, они строят и исправляют гнезда. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Желательно побывать в местах гнездования грачей.

Воспитатель загадывает загадки о птицах, предлагает показать птиц на картинках, послушать записи их голосов, спрашивает детей, где они видели этих птиц, чем они питаются, почему возвращаются весной.

Продолжаются наблюдения за лягушкой, помещенной в террариум на 2-3 дня. Дети отмечают особенности ее внешнего вида, наблюдают за движениями лягушки на земле и в воде. Воспитатель показывает связь между строением передних и задних конечностей и способом передвижения (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает), сообщает, что лягушки питаются комарами, мухами. Их надо оберегать.

На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на летающих или сидящих на цветах насекомых. Дошкольников учат отличать бабочек от жуков, выделяя характерные особенности внешнего вида насекомых: у бабочки яркие крылья, усики, хоботок, она летает, ползает; у жука жесткие твердые крылья, он летает, жужжит. Можно спросить детей, где они видели этих насекомых, как узнали, что это жук, а это бабочка. Можно поместить кузнечика в уголок природы на один-два дня, чтобы рассмотреть его.

Целевые прогулки и экскурсии в парк (сквер) весной помогают детям увидеть пробуждение природы и работу взрослых в это время года. Для формирования у детей желания участвовать в выращивании растений, уходе за ними следует уделять особое внимание наблюдению труда людей в скверах, парках, на улицах и старших дошкольников на участке детского сада (перекопка земли, посадка деревьев и кустарников, устройство цветников). Важно раскрыть необходимость самим детям выполнять интересную и нужную работу.

Так, они могут посеять семена овощных и цветочных растений, например вьющиеся вокруг беседки (душистый горошек, ипомея, настурция), чтобы было красиво. Детям 5 лет наряду с крупными семенами даются и более мелкие: огурцов, свеклы, редиса, ноготков, бархатцев и др.

Перед занятием следует рассмотреть с дошкольниками семена, сравнить их, выяснить, какие овощи и цветы из них вырастут. Можно научить детей выращивать однолетние растения в грунте и ухаживать за ними. Например, посев на рабатку по обе стороны дорожки: на бороздке ближе к дорожке можно посеять настурцию, а на дальней бороздке — горошек. Перед посевом воспитатель спрашивает детей, какие цветы они знают, какие росли в группе и на клумбах, нравятся ли им эти цветы. Затем воспитанники рассматривают картинки с изображением цветов и их семена. Педагог объясняет и показывает, как нужно сеять семена: положить семена в бороздку на расстоянии, равном примерно ширине ладони ребенка. Весной детей привлекают к рыхлению и поливу земли. Таким образом, у них закрепляются представления о том, что семена сеют в землю, поливают, потом из них вырастают растения; для их роста нужны свет, влага, тепло.

Необходимо также продолжать работу в уголке природы по уходу за комнатными растениями, связывая это с весенними изменениями, усиленным ростом растений (изменяется частота поливки). Дети в течение сезона сажают лук, ухаживают за ними. В конце апреля можно посадить настурцию, декоративную фасоль, душистый горошек или др. Эти растения могут вырасти и в групповой комнате, если с наступлением теплых дней выставлять их на открытое окно или балкон (чтобы семена дали хорошие всхо­ды, их надо проверить на всхожесть).

В конце весны можно провести с детьми занятие по рассматриванию картин, в беседе уточнить и углубить их представления о характерных признаках сезона, подвести к пониманию зависимости между явлениями неживой природы, жизнью растений и животных и трудом людей в природе.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВЕСЕННЕЙ ПРИРОДОЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха.

Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание педагог должен обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, воспитатель может отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих дошкольников: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе, играть в интересные и разнообразные игры.

С целью формирования знаний о причинах смены сезонов в старшей группе может быть проведена игра, в которой отражаются действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Дети замечают изменение пути Солнца и делают вывод, что день стал прибавляться («В марте день с ночью меряются, равняются»). Для систематизации знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе, о характерных признаках весны следует провести тематическое занятие «Весна». В ходе занятия можно использовать модель «Портрет весны».

Гуляя с детьми в разное время дня, надо предложить им подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают; сосульки с одной стороны дома тают, а с другой нет; понаблюдать за первым весенним дождем, первой грозой и появлением кучевых облаков. Педагог объясняет, что они образовались при нагревании воздуха: чем больше тает снег, тем больше таких облаков.

Одно из ярких и интересных весенних явлений — ледоход.

Льдины прыгают, кружатся, друг на друга громоздятся,

Друг за другом вдаль спешат и грохочут, и трещат… В. Мирович

Если есть возможность, необходимо показать детям на нескольких прогулках, как лед трескается, посмотреть на ледоход и разлив. Во время экскурсии к реке, объясняя это явление, воспитатель опирается на имеющиеся у детей представления о таянии снега и льда от солнечного тепла. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, читает стихи о весне.

Перед экскурсией можно вспомнить с детьми, как с наступлением тепла почки на голых ветках деревьев начали оживать: набухли, увеличились и, наконец, раскрылись — из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зеленые листочки. А затем в процессе наблюдения показать и рассказать, что не все растения одеваются зеленью одновременно. Например, осина, клен ясенелистный сначала цветут, а потом уже на них появляются листья. Липа, рябина, клен обыкновенный, наоборот, сначала зеленеют, а потом уже цветут. А вот береза, черемуха, и зеленеют и цветут почти одновременно. Такие деревья, как дуб, ясень, липа, раскрывают свои почки только тогда, когда наступит настоящее тепло.

А рядом новой зеленью лепечут песню новую

И липа бледнолистая, и белая березонька с зеленою косой… Н. Некрасов

На экскурсии (2-3 экскурсии в разные периоды весны) следует познакомить детей с разнообразием растительного мира: ветки белоствольной березки опушены молодыми листочками и увешаны продолговатыми сережками. Береза — любимое русским народом дерево, про нее сложено много стихов и песен. Черемуха одевается зеленью раньше других деревьев. Среди листьев у нее спрятаны маленькие бутоны. Скоро черемуха оденется белыми пушистыми цветами. На ветках клена зеленовато-бурые кисточки, а на ветках осины серые, похожие на червячков сережки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу. Почки дуба еще не проснулись. Им надо много солнца и тепла. Липа тоже оденется зеленью самая последняя, а зацветет в начале июля.

Можно показать детям лиственницу и спросить, какое это дерево — хвойное или лиственное. Пусть дошкольники потрогают нежно-зеленую хвою, понюхают смолистый запах. Дерево хвойное, но какие мягкие иголочки! Осенью эти иголочки, так же как и листья, желтеют и осыпаются, а весной появляются вновь. Поэтому это хвойное дерево называется лиственницей. Интересно показать цветение ели и сосны.

После экскурсии можно прочитать воспитанникам отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Четыре желания» и рассмотреть картины И. Остроухова «Первая зелень», И. Левитана «Первая зелень, май», М. Рамадина «Первое цветение» и др.

В повседневных наблюдениях дошкольников знакомят с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс, крокус, гиацинт или др.). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры «Отгадай по описанию», «Что изменилось?».

Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Во время прогулки делать это надо на обратном пути, а придя в помещение, следует тут же поставить букет в заранее приготовленную вазочку с водой. Рвать много цветов нельзя — букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок — это тот, который стоит там, где он «родился» — на обочине дороги, лугу, возле студеного ручья и пр., и, чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.

Следует провести прогулку к месту появления первых весенних цветов, например мать-и-мачехи, которая зацветает до массового пробуждения растительности. По мере цветения дети знакомятся и с другими весенними растениями. Можно привлечь внимание к последовательности зацветания растений.

Народные названия весенних месяцев:

март — протальник, свистун;

апрель — водостой, ледолом, снегогон;

май — цветень, травень, пролетень

Когда расцветут вишни и яблони, можно провести экскурсию в плодовый сад, чтобы дети увидели всю мас­су бело-розовых цветов, ощутили бы нежный аромат, заметили работу пчел, собирающих пыльцу с цветов. Детей продолжают знакомить с насекомыми. Ранней весной педагог обращает внимание дошкольников на порхающую бабочку, рассказывает, что она всю зиму прожила в какой-нибудь щели в доме, а сейчас почувствовала потепление и выпорхнула. Можно оставить бабочку на несколько дней в уголке природы (поместить в садок веточку с зелеными листьями, брызнуть на них несколько капель сахарного сиропа, и тогда можно увидеть, как бабочка будет сосать его своим хоботком). Можно поместить в садок крапивницу или лимонницу, вылетающую весной одновременно с крапивницей. Эти бабочки вышли из куколок еще осенью и в отличие от других перезимовали взрослыми насекомыми. Детей учат различать часто встречающихся жуков, бабочек, стрекоз, муравьев и др. На прогулках к водоему можно понаблюдать за стрекозой в полете (у нее большие глаза, прозрачные длинные крылья, длинное брюшко, цепкие лапки), сравнить с бабочкой.

Научить ребенка пристально всматриваться в живую природу помогут наблюдения за насекомыми во время прогулок, на специально организованных экскурсиях к водоему. В конце апреля или в начале мая можно провести экскурсию на водоем, чтобы познакомить детей с жизнью его обитателей: жуком-водолюбом, плавунцом, водомеркой, вертячкой. Дети внимательно рассматривают насекомых, делятся друг с другом впечатлениями. Воспитатель обращает внимание дошкольников на величину жуков, их окраску. Например, плавунец большой, по черной спине у него проходит желтоватая кайма, а брюшко коричневое. Эта окраска делает насекомое малозаметным в воде. Жук умеет летать, а при помощи задней пары ног он хорошо плавает. Педагог предлагает в течение нескольких дней понаблюдать, как жук плавает, чем и как питается. О своих наблюдениях дети рассказывают товарищам.

Наблюдают весной и улиток. Воспитатель сообщает правильное название улитки, рассматривает с детьми особенности ее внешнего вида. Если улиток несколько (катушка, лужанка, прудовик), предлагает сравнить их по величине, окраске, форме раковин. Рассказывает, что прудовик — это хищник, который поедает не только листья и стебли растений, но и мелких водных насекомых. Дети наблюдают за передвижением улиток, их повадками.

Весной дошкольники устанавливают связь между наступлением теплого периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц. Для закрепления знаний можно провести дидактическую игру «Птицы перелетные — птицы зимующие», почитать рассказы Н. Сладкова «Ранняя птичка», «Птицы весну принесли». Дети узнают, что весной из теплых стран возвращаются зяблики, ласточки, соловьи и другие птицы. Они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами. Птицы полезны, их надо охранять. В этот период можно более подробно познакомить дошкольников с каким-нибудь видом, например с ласточкой. Предварительно целесообразно прочитать рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого о ласточках. Затем следует понаблюдать, как быстрокрылые птички строят гнезда.

Детей можно привлечь к активному участию к встрече перелетных птиц (например, повесить скворечник). А когда в скворечниках появляются скворцы, дошкольники смогут понаблюдать за их жизнью.

Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе. На занятии «Весенние заботы животных» дети знакомятся с условиями, необходимыми для выведения потомства, роста и развития живых организмов. Воспитанники вместе с педагогом устанавливают следующую связь событий: становится теплее — тает снег — появляется много воды — пробуждаются растения — просыпаются насекомые -прилетают птицы — звери выходят из спячки. В завершение занятия можно составить модель «Что необходимо для жизни животных?» (выбрать и назвать то, что нужно для жизни всем живым существам: свет, тепло, пища).

Наблюдения за ростом и развитием растений весной необходимо связывать с наблюдениями за трудом взрослых в парке, сквере, на участке детского сада (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки). Объяснить, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга. Можно собрать с детьми обрезанные ветки тополя, поставить в воду, а когда прорастут корни, посадить в «уголок леса» на участке.

Наблюдения за трудом взрослых способствуют более глубокому осознанию его значения, дают наглядные примеры бережного отношения к растениям, готовят детей к предстоящей работе в цветнике. Задолго до начала посадок в цветнике воспитатель беседует с детьми о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду (астр и др.). Весной дети также могут высаживать, пересаживать такие цветы, как анютины глазки, бархатцы, львиный зев, петунья, табак.

Перед работой на участке в группу приносят семена овощных и цветочных культур. Для посева следует выбирать семена овощей, различные по внешнему виду и ассортименту, но интересные для наблюдения. Это культуры, которые хорошо растут в данной местности, богатые витаминами в сыром и переработанном виде, не требовательные к уходу (салат, морковь, горох, лук, капуста и др.). При этом надо по возможности учитывать и желания детей.

Дошкольники под руководством педагога рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель на глазах у детей берет блюдечко, кладет в него вату, а сверху — несколько семян какой-нибудь культуры. Поливает семена водой и ставит блюдечко в теплое место со словами: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится».

Часть семян, предназначенных для посева, оставляют в группе с тем, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть и потрогать их, сравнить с теми, что проросли. Наблюдения за прорастанием семян помогают детям представить, как развивается растение, переходя от одного состояния к другому. Участие воспитанников в уходе за рассадой пробуждает еще больший интерес к природе, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы.

В работе с детьми педагог ставит перед собой задачу — сделать их труд по выращиванию растений средством воспитания трудолюбия, самостоятельности, дисциплинированности, чувства коллективизма. С первых дней трудовой деятельности каждый воспитанник должен иметь определенный круг обязанностей, за который он будет нести ответственность перед товарищами.

Основной формой организации труда являются длительные систематические поручения. Тот или иной участок работы (например, выращивание моркови) закрепляется за подгруппой из 3-4 человек. Внутри каждого звена работа выполняется дежурными поочередно. При распределении детей по подгруппам следует учитывать индивидуальные особенности каждого.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет в лесу подснежник расцветет.

(Ответ: весна.)

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во вторичной вскопке земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа дошкольников знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнить до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте. В процессе подготовки почвы (вскопка, рыхление) надо обратить внимание дошкольников на дождевых червей, рассказать о пользе, которую они приносят; а также о вреде личинок майских жуков.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние 8-10 см и делать ямку; как семена редиса раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Проверяя, как ребенок выполняет трудовые операции, нужно требовать от него обоснования действий: почему он делает так, а не иначе. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена черноземом, землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Для закреплений знаний о весне, ее признаках, народных приметах, пословицах, поговорках, загадках об этом времени года можно провести досуг «Весна-красна», поиграть в русскую народную игру «Матушка Весна», предложить детям объяснить народные названия весенних месяцев. Итогом досуга может стать оформление альбома «Весна в природе».

Изменения внутри сезона предстают перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует подводить детей к выделению характерных особенностей начала и конца сезона, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. От рассматривания ярких красочных явлений дети должны постепенно переходить к познанию их сущности. Это создаст благоприятные условия для развития познавательного отношения дошкольников к природе.

60
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!