Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры

Тип статьи:
Авторская

С самого ран­него детства необходимо научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у мно­гих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши извест­ные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через рус­ские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Цель такого воспитания — развитие нравственных качеств лично­сти. Основные задачи — формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

К основным формам этой работы следует отнести:

-оформление в детском саду мини-музея;

-оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравствен­ности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию). Ведь всем известно, что детское творчество — главное средство и движущая сила развития личности.

Также, следует шире использовать русский и мордовский фольклор во всех его проявле­ниях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского и мордовского языка. В устном на­родном творчестве сохранились особенные черты русского и мордовского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорка­ми, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском и мордовском фольклорах ка­ким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, на­певность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются раз­личные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к тру­ду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольк­лорные произведения являются богатейшим источником познавательно­го и нравственного развития детей.

Следующая форма приобщения детей к культурному наследию — это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 мар­та» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, час­тушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со свер­стником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основ­ная цель праздничных посиделок — это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно от­крытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица- красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок по­вышает эмоциональный тонус детей.

После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны сравнить настоящий праздник с прошедшим, найти сходства и разли­чия, особенно, если это праздники по народному календарю или обря­довые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему празд­ник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способст­вует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духов­ности ребёнка через культурное наследие наших народов.

Следующая форма — посещение музеев, в данном случае музея мордовской народной культуры, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина и др. Такие экс­курсии являются средством развития чувственного восприятия совре­менных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия — «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, де­ти смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом вос­питывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.

Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспо­наты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посеще­нию. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посеще­ния музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предме­ты, отобразить в рисунках свои впечатления.

Экскурсии в музей — это средство развития положительных эмо­ций, эстетического вкуса, познавательной активности. Целевые прогул­ки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получа­ет яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказы­вая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памят­ники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.

Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в бесе­де нужно уточнить знания детей об использовании в наше время тради­ций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитек­турные памятники как эталон народной национальной культуры.

В заключение хочется отметить немаловажную особенность, кото­рая также связывает ребёнка с первых лет жизни — это язык своего на­рода, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

64
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!