​Театрализованные игры, их роль в воспитании и развитии дошкольников.

Театрализованные игры, их роль в воспитании и развитии дошкольников.

Изучению игры в дошкольной педагогике уделяется много времени. Игра помогает организовать жизнь и совместную деятельность дошкольников. Ребёнок через игру учится познавать себя, учится самостоятельно «вживаться» в выбранную роль, пробовать разные способы взаимодействия с партнерами по игре. Через игру ребёнок выражает своё отношение к жизни. У В.В.Зеньковского есть замечательная мысль о том, что функция детства заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не погружая его в прямое общение с действительностью, но важно, чтобы ребёнок проявлял активность, видел и учился у этой действительности. Игра выступает в форме той самой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства. Игра не уводит от реальности, а уменьшает прямое с ней взаимодействие путем введение в игру работы фантазии [1].

Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец и др. выявили, что игра является основным видом деятельности ребёнка- дошкольника и влияние её на психическое развитие очень велико [2]. Особое значение в развитии дошкольников имеют театрализованные игры.

Под театральными играми учёные подразумевают «игры в театр», « сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [3]. В театрализованных играх достаточно внешнего подражания, от участников таких игр не требуется профессионального преображения. Но также присутствуют очень важные моменты, которые являются общими для сценического представления и театрализованной игры. Они выражаются в ярко эмоциональной насыщенности действия, присутствует творческое начало, которое отражается в создании игровых образов, оформление декораций и костюмов, афиши и пригласительных билетов. Это является замечательным подспорьем для занятий с детьми. Дети очень любят всё сказочное, эмоционально окрашенное. В театрализованных играх педагог имеет возможность руководить, направлять, обучать, воспитывать без явного контроля над ребёнком.

С.Н.Томчикова охарактеризовала театрализованную деятельность, как специфический вид художественно- творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли ( режиссёр, актёр, зритель, декоратор) участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Коллектив авторов Л.Баряева, И.Вечканова, Е.Загребаева, А.Зарин в книге «Театрализованные игры- занятия» обозначили театрализованную игру, как деятельность, подчинённую сюжету-сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных границах. В игре принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается с помощью различных символических средств (мимики, пантомимики, пластики, речи, пения и т.д.) [4].

Театрализованные игры в педагогике относят к творческим играм на основе готовых сюжетов. Отличительными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. А.В. Артемова предложила разделить театрализованные игры на 2 основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации [5].

В режиссерской театрализованной игре все роли исполняют персонажи-игрушки кукольных театров, а ребёнок становятся актером, показывающий спектакль, а также организует деятельность, как «сценарист и режиссер». Пантомимика ребёнка ограничена, так как он управляет неподвижной или мало подвижной фигурой, игрушкой. Речь ребёнка, интонация, выразительность выходят на передний план [5]. Примерами таких игр могут служить:

  • Теневой театр. Для показа используются плоские куклы, которые изготавливаются из плотной бумаги или картона, изображающие героев произведений и элементы обстановки( дома, деревья, горы, облака и т.д). Для показа теневого театра используют белый полупрозрачный экран, сзади которого установлен яркий свет (для отбрасывания тени). Управление куколками-персонажами осуществляется с помощью тонких палочек. Также театр теней можно создавать про помощи рук и пальцев[6].
  • Настольный театр.Такое вид театра предполагает, что всё театрализованное действие проводится на столе. Это может быть театр игрушек и театр картинок. В данном виде театра для актера очень важны средства выразительности, т.к. настроение персонажа передаётся через голос. Данный вид театральной деятельности замечательно учит детей чувству настроения персонажа, а в дальнейшем и окружающих его людей, в том числе сверстников.
  • Театр на фланелеграфе. Фланелеграф- это наклонная плоскость с ворсистой поверхностью, на которую в процессе показа спектакля прикрепляются небольшие плоские фигурки- картинки персонажей театральной постановки. Такой вид театрализованной игры помогает показать массовые сцены за счет того, что фигурки персонажей и элементов могут располагаться свободно на всей плоскости фланелеграфа.
  • Театр «би-ба-бо».Театром кукол «би-ба-бо» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. Самая простая кукла состоит из тельца-рубашки, головы и ручек. Куклы должны всегда двигаться, как живые. Театрализованные игры с куклами би-ба-бо позволяют ребёнку научиться выражать чувства и эмоции по средствам движений персонажа.

Режиссёрские игры в старшем дошкольном возрасте претерпевают большие изменения. В содержании игр преобладает собственное литературное творчество. Дети обыгрывают знакомые сказки, мультфильмы и вносят в них свой фантазийный замысел. Дети объединяются в немногочисленные группы по 2-3 человека, вместе придумывают сюжет, подбирают подходящие предметы игрушки и исполняют роли (каждый за своего персонажа).

В играх-драматизациях дети перевоплощаются в выбранного персонажа, то есть непосредственно берут на себя роль «артиста» и разыгрывают литературный сюжет. Игры- драматизации считаются более сложными в плане постановки: показ самого персонажа не опирается на овеществленный образец. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе литературного текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким литературным произведениям. Задача ребёнка понять какой признак выбранного персонажа наиболее типичен для него, попробовать его изобразить с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, а также использую разные атрибуты, характеризующие данного персонажа.

В играх- драматизациях ребенок более активно может проявлять свою субъектную позицию, так как является действующим лицом, используя все возможные средства выразительности. Игры-драматизации способствуют пониманию детьми самой идеи произведения, способствуют развитию выразительности речи и движений, помогают почувствовать его художественную ценность. У детей 6-7 лет игры-драматизации перевоплощаются в спектакль, который показывается для зрителей.

О.В.Акулова, В.А.Деркунская, А.Г.Гогоберидзе отметили, что работу развитие детей по средством театрализованной игры, как части художественной деятельности, нужно вести по трём направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно- игровых умений, а также самостоятельная творческая деятельность детей [5].

  • А.Г.Гогоберидзе и С.Г. Машевская разработали характеристики игровых позиций в игре-драматизации для обеспечения активного участия дошкольников на всех этапах организации и проведении театрализованной игры [7]:
  • Ребёнок- «режиссёр». Такой ребёнок имеет хорошо развитую память и воображение, имеет способность быстро воспринимать и анализировать литературный текст. Он целеустремлённый, обладает рядом способностей: прогностическими, комбинаторными (умеет импровизировать, комбинировать несколько литературных сюжетов, включать в ход театрального действия стихи, песни и танцы) и организаторскими ( инициирует игру- драматизацию, распределяет роли, определяет « сцену» и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой- драматизацией, её развитием, деятельностью всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца, выступает посредником в разрешении спорных ситуаций и конфликтов).
  • Ребёнок- «актёр». Обладает специальными умениями, такими каккоммуникабельность, готовность легко включиться в коллективную игру, свободное владение вербальными и невербальными средствами выразительности. Такой ребенок не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, способен быстро подобрать необходимые для исполнения роли атрибуты, эмоционален, чувствителен, умеет ставить перед собой цель, следует сюжетной линии и доигрывает свою роль до конца.
  • Ребёнок- «зритель». Такую игровую позицию занимают дети у которых хорошо развиты рефлексивные способности. Они имеют устойчивое внимание, в игре занимают позицию наблюдателя. Активность ребенка с позицией « зритель» в игре заключается в творческом сопереживании игре- драматизации. Ребёнок любит анализировать спектакль и процесс исполнения ролей детьми, а также развёртывание сюжетной линии. Свои впечатления ребёнок передаёт с помощью доступных ему средств выразительности ( рисунок, слово, игру).
  • Ребёнок- «декоратор»- имеет творческое видение происходящего вокруг, у него развит художественный и эстетический вкус. Ребёнок обладает художественно-изобразительными умениями, пространственным и цветовым восприятием, проявляет инициативу в оформлении спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Театрально-игровая деятельность включает в себя разные по сложности, развернутости и направленности виды детского художественно- игрового опыта:

  • — игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  • — ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  • — игра- импровизация с разыгрыванием сюжета или смешение нескольких сюжетов без предварительной подготовки;
  • — инсценирование отрывка произведения;
  • — драматизация всего текста;
  • — постановка целостного спектакля по одному или нескольким произведениям.
  • Театрализованная игра выступает ключевым моментом, в котором воплощаются полученные и опробованные практические умения и творческие замыслы детей. В этом заключается ценность детской театрализованной игры, как «подспорья» для разнообразных видов детского творчества. Дети самовыражаются через создание образов героев, декораций, пробуют сочинять, импровизировать, инсценировать.

Большим плюсом в осуществлении воспитательной работы является то, что тематика театрализованных игр практически не ограничена. Дети с большим удовольствием и радостью участвуют в театрализованных играх, так как они удовлетворяют их разносторонние интересы.

  • Содержание и организация театрально-игровой деятельности способствует развитию самостоятельности взаимодействия дошкольников со сверстниками в выборе темы игры, организации игрового пространства, распределении ролей и творческого воплощения замысла. Дети старшего дошкольного возраста получают большой опыт сотрудничества и обогащают его посредством совместной театрализованной игры.

Список используемой литературы:

1.Игра в социокультурном развитии дошкольника//Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под.ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А.Театрализованные игры- занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно- методическое пособие.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995

4. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А.Театрализованные игры- занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно- методическое пособие.- СПб.: Изд-во «Союз», 2001

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение,1991.- 127с.

6. Деркунская В.А. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста// Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 119-147с.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1965 

109
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!