МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»
Задачи:
-сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
-предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук; — упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, кукла, тетради и карандаши;
Игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: — игры-шнуровки, пазлы, вкладыши, игры на застегивание и расстегивание; конструкторы мелкие, мозаики, дидактические кубы, кубики разные, матрёшки, пирамидки, различные виды бус (для нанизывания).
Ход:
Игровая ситуация «Маша в гости собиралась…»
Маша в гости собиралась,
Маша в платье наряжалась,
Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.
Причесалась не спеша, до чего же хороша!
Бусы новые надела, застегнула неумело,
Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!
«Собери бусы» — разминка для родителей. Родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?).
«Немного теории» — теоретическая часть.
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д. У большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.
К шести годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети могут выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тесьмы, простейшие приемы плетения макраме, шнурование. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц разных размеров. Дети должны владеть навыками самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, заплетать косы, завязывать банты и т.п.)
Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма.
Практическая часть. «Путешествие в страну веселых пальчиков»
1.Остановка «Театральная»
«Пальчиковые игры»
Родителям раздается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения
— игры с пальчиками, изображающими предмет или животное;
— придумывание сказки с участием пальчиков; Вопросы к родителям:
— Какие предметы могут быть доступны детям для пальчиковых игр?
— Как с ними играть? (родители приводят примеры, делятся опытом).
— Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал?
2.Остановка «Школьная» родителям предлагается выполнить несколько графических упражнений в тетрадях:
— рисование по точкам;
— обведение трафаретов и шаблонов;
— графический диктант;
— штриховка и рисование орнаментов.
3.Остановка «Озорные ножницы» — вниманию родителей предлагается посмотреть видео фрагмент «Как дружат пальчики и ножницы», по ходу просмотра даются комментарии и рекомендации по работе с ножницами.
5.Рефлексия «Мое участие в мастер-классе»
-Что увидели? Что услышали? Что почувствовали? Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?
По окончании, вниманию родителей предлагается:
— подборка методической литературы по данной теме;
— подборка игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.
— «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников»
-«Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук».
Подборка методической литературы
по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
1.Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2.Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
3.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002.
5.Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3 лет. – М., 2009.Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
6.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребёнка. – М., 1973.
7.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
8.Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М., 2001.
9.Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
10.Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
11.Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
12.Метельская М.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2007.
13.Нефедова Е.А., Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.
14.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
15.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.
16.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2007.