«Влияние музыкальных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки.

Коррекционные задачи, в число которых входят и речевые, являются приоритетными в детском саду компенсирующего вида.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи.

Наш детский сад посещают дети с проблемами речи. У них недостаточно развиты психические процессы, внимание, память, мышление, координация движения, мелкая моторика. И поэтому очень важно начинать работу с детьми с малых песенных форм. В них дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными и доступными.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Свою работу я строю в тесном контакте с учителем- логопедом.

Так, например, когда учитель- логопед помогает детям овладеть простейшей ситуативной речью и постановкой правильного дыхания, я выбираю песни с короткими музыкальными фразами, такие, как «Василек», «Петушок». Постоянно предлагаю детям пропевать фразы, не прерывая дыхания. Для ребят с задержкой речевого развития подбираю песни не только с короткими музыкальными фразами, но и несложным словарем. Постепенно у детей увеличивается словарный запас и поэтому у них усложняется и песенный репертуар.

Свою работу в разделе «Пение» я провожу в несколько этапов, используя пособие О.С. Боромыковой «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением»

Первый этап: пропевание гласных. Основная задача этого этапа – развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух;

Второй этап: чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих звуков;

Третий этап: чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков;

Четвертый этап: закрепление всех звуков в свободной речи.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой песенке-попевке короткий текст, создающий яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Это ярко раскрывается на материале русских народных песен, который благотворно влияет на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи: «Пошла млада за водой, коромысел золотой, ведерки дубовые..». Как ярко и зримо дан образ в песне! И такой яркой образностью отличаются все народные песни. Поэтому я их постоянно включаю в репертуар. Надо сказать, что русская песня очень сложна для исполнения: широкие распевы одного слога или гласной на несколько звуков, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа. Поэтому в первую очередь я использую собственный показ. Дети не всегда могут спеть звук с инструмента, а с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я говорю: «Пойте как я». Такой зеркальный прием способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию. Дети учатся петь естественно, легко, звонко, напевно, т.е. тянуть звук. В этой работе важно укреплять и развивать певческий диапазон голоса.

Важный момент при работе над интонацией – найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, до стаи журавлиной, до листочка на верхней ветке дерева, голос блестит как елочная игрушка, звенит как капель с крыши, голосок взлетает вверх, как птичка к небу». Для различения динамических оттенков, развития чувства ритма, звуковысотного звука, направления мелодии я использую постоянно на занятиях следующие дидактические игры: «Громкая и тихая музыка», «Определи по ритму», «Море», «Где мои детки», «Угадай-ка», «Музыкальное лото», «Музыкальный букварь», «Угадай колокольчик» и другие.

В работе над певческим дыханием ставлю задачу научить детей не разрывать слово и фразу, а «тянуть мелодию, как ниточку, стремясь, не прерывая дыхания, к концу фразы ».

88
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!