Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Весна пришла"

Цель: Создание условий для речевого развития в процессе составления рассказа о весне.

Задачи: Создать условия для развития речевой активности;

Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о признаках весны;

Создать условия для обогащения активного словаря;

Создать условия для развития связной диалогической, монологической речи;

Содействовать сотрудничеству детей и взрослого;

Материалы: несколько конвертов разных цветов и разных форм (квадратные, прямоугольные, треугольные); конверт с письмом; карточки с изображением характерных признаков весны; бельевые прищепки; круг из жёлтой бумаги; раскраски на тему ранней весны; аудиозаписи «Журчание ручья», «Пение птиц», «Весна»; карточки с изображением животных; металлофон

Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы «Звездочки»». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы и белого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).

Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте почитаем!

Сказка

“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи и носить тяжелую зимнюю одежду. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод, а ребята из группы «Звездочки» мне помогут”.

Воспитатель: Ребята, поможем весне победить злую Зиму? Давайте узнаем, что за чудо есть у Весны!

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру –

Я глаза скорей протру,

А оно – всё ярче, ярче,

За окном – всё жарче, жарче…

Что это такое?

Дети: Солнце!

Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко

Игра «Солнышко весной»

Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные:

(солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое)

Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?

Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки — подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Так что же произошло, когда появилось весеннее солнце?

Достает карточку с изображением сосулек.

Воспитатель: Стал таять снег, появились сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце греет все теплее и теплее, а сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).

Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.

Воспитатель: Посмотрим, что же случилось потом.

Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка.

Ответы детей.

Воспитатель: Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья).

Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.

Достается карточка с изображением подснежников на проталине.

Ответы детей.

Воспитатель: Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем- как распускаются подснежники.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

У нас в лесу расцвел цветок, («цветок» с закрытыми «лепестками»)

Чтоб стал красив он и высок, («лепестки» открываются)

Раскрыл наутро лепестки, (ритмичные движения пальцами)

Должны работать корешки! (движения пальцами внизу «корень»)

(Т. А. Ткаченко)

(повторить 2-3 раза)

Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, чтобы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы;

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Воспитатель: А это что?

Достается карточка, с изображением ветки с почками.

Ответы детей.

Воспитатель: На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Ребята, а чтобы деревья быстрее распустились и порадовали нас зелеными листочками давайте скажем им добрые слова.

Игра «Назови ласково»

тополь — тополек

дуб — дубок

осина — осинка (осиночка)

береза — березка (березонька)

рябина — рябинка (рябинушка)

елка — елочка

сосна — сосенка

Воспитатель: Что же еще происходит весной?

Достается картинка с перелетными птицами.

Ответы детей.

Воспитатель: С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Давайте послушаем может и к нам уже возвращаются птицы (звучит аудиозапись «голоса птиц»)

Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу?

Дети: Просыпаются звери.

Воспитатель: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.

Воспитатель: У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра «Мамы и малыши»

Медведица — медвежонок

Волчица – волчонок

Лисица – лисенок

Зайчиха – зайчонок

Белка – бельчонок

Ежиха – ежонок

Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди одевают облегченную одежду. Зимой мы носим теплую тяжелую одежду, но весной, когда становится теплее, одежда становится легче. Давайте повторим новое слово «облегченная» одежда.

Воспитатель: Люди одевают облегченную одежду (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)

Воспитатель: Ребята, послушайте, какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили. (Идет закрепление материала)

Рассказ.

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На проталинах распустились подснежники. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.

Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам и правда пришла Весна! (достает картинку с изображением Девушки – весны). звучит аудиозапись со словами Весны.

«Здравствуйте, ребята, вы очень хорошо поработали! Спасибо вам большое! Вместе мы прогнали злую Зиму! Я оставляю вам в подарок раскраски с подснежниками. А сейчас мне надо уходить, у меня еще много дел, но скоро мы с вами встретимся и на улице, и в лесу, и в огороде. До свидания!»

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось? Спасибо, вы хорошо поработали, до свидания!

93
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!