Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Весна пришла"
Цель: Создание условий для речевого развития в процессе составления рассказа о весне.
Задачи: Создать условия для развития речевой активности;
Способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о признаках весны;
Создать условия для обогащения активного словаря;
Создать условия для развития связной диалогической, монологической речи;
Содействовать сотрудничеству детей и взрослого;
Материалы: несколько конвертов разных цветов и разных форм (квадратные, прямоугольные, треугольные); конверт с письмом; карточки с изображением характерных признаков весны; бельевые прищепки; круг из жёлтой бумаги; раскраски на тему ранней весны; аудиозаписи «Журчание ручья», «Пение птиц», «Весна»; карточки с изображением животных; металлофон
Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы «Звездочки»». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Он был прямоугольной формы и белого цвета. Помогите мне его найти! (По группе разложено несколько конвертов разных форм и цветов, дети ищут конверт по заданному признаку).
Воспитатель: Хотите узнать, что там? Давайте почитаем!
Сказка
“Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи и носить тяжелую зимнюю одежду. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод, а ребята из группы «Звездочки» мне помогут”.
Воспитатель: Ребята, поможем весне победить злую Зиму? Давайте узнаем, что за чудо есть у Весны!
Загадка
Молодое, новое,
К радости готовое.
Встанет рано поутру –
Я глаза скорей протру,
А оно – всё ярче, ярче,
За окном – всё жарче, жарче…
Что это такое?
Дети: Солнце!
Воспитатель: Конечно. Действительно, солнце – самое большое и доброе. Вот оно спряталось в конверте. Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко
Игра «Солнышко весной»
Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные:
(солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое)
Воспитатель: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе сразу стало ярче и теплее. Хотите узнать, что случилось дальше?
Воспитатель: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки — подсказки и они нам помогут самим продолжить сказку. Так что же произошло, когда появилось весеннее солнце?
Достает карточку с изображением сосулек.
Воспитатель: Стал таять снег, появились сосульки и зазвенела капель (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: (подходя к металлофону) Солнце светит, сосулька начинает таять (играет на металлофоне длинные звуки). Солнце греет все теплее и теплее, а сосулька начинает таять все быстрее. (Играет на металлофоне короткие звуки).
Приглашает двух-трех детей сыграть весеннюю капель.
Воспитатель: Посмотрим, что же случилось потом.
Достает из конверта рисунок и с изображением ручейка.
Ответы детей.
Воспитатель: Зажурчали ручьи. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать, как весной журчат ручьи (дети закрывают глаза и звучит аудиозапись ручья).
Воспитатель: Заглянем в наш конверт и узнаем продолжение.
Достается карточка с изображением подснежников на проталине.
Ответы детей.
Воспитатель: Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем- как распускаются подснежники.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
У нас в лесу расцвел цветок, («цветок» с закрытыми «лепестками»)
Чтоб стал красив он и высок, («лепестки» открываются)
Раскрыл наутро лепестки, (ритмичные движения пальцами)
Должны работать корешки! (движения пальцами внизу «корень»)
(Т. А. Ткаченко)
(повторить 2-3 раза)
Воспитатель: Как красиво. Многие люди хотят, чтобы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы;
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: А это что?
Достается карточка, с изображением ветки с почками.
Ответы детей.
Воспитатель: На деревьях и кустарниках набухли почки. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, а чтобы деревья быстрее распустились и порадовали нас зелеными листочками давайте скажем им добрые слова.
Игра «Назови ласково»
тополь — тополек
дуб — дубок
осина — осинка (осиночка)
береза — березка (березонька)
рябина — рябинка (рябинушка)
елка — елочка
сосна — сосенка
Воспитатель: Что же еще происходит весной?
Достается картинка с перелетными птицами.
Ответы детей.
Воспитатель: С юга возвращаются перелетные птицы. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Давайте послушаем может и к нам уже возвращаются птицы (звучит аудиозапись «голоса птиц»)
Воспитатель: А что же в это время происходит в лесу?
Дети: Просыпаются звери.
Воспитатель: Правильно, есть у нас такая картинка? Есть.
Воспитатель: У зверей появляются детеныши. (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.
Игра «Мамы и малыши»
Медведица — медвежонок
Волчица – волчонок
Лисица – лисенок
Зайчиха – зайчонок
Белка – бельчонок
Ежиха – ежонок
Воспитатель: А у нас в конверте еще одна картинка, о чем она нам говорит?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди одевают облегченную одежду. Зимой мы носим теплую тяжелую одежду, но весной, когда становится теплее, одежда становится легче. Давайте повторим новое слово «облегченная» одежда.
Воспитатель: Люди одевают облегченную одежду (Просит кого-нибудь из детей повторить и прикрепить картинку на магнитную доску)
Воспитатель: Ребята, послушайте, какой замечательный рассказ у нас получился. Давайте еще раз вспомним все, о чем мы говорили. (Идет закрепление материала)
Рассказ.
Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На проталинах распустились подснежники. На деревьях и кустарниках набухли почки. Прилетели перелетные птицы. У зверей появляются детеныши. Люди надели облегченную одежду.
Вызываются 2-3 ребенка для повтора рассказа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам и правда пришла Весна! (достает картинку с изображением Девушки – весны). звучит аудиозапись со словами Весны.
«Здравствуйте, ребята, вы очень хорошо поработали! Спасибо вам большое! Вместе мы прогнали злую Зиму! Я оставляю вам в подарок раскраски с подснежниками. А сейчас мне надо уходить, у меня еще много дел, но скоро мы с вами встретимся и на улице, и в лесу, и в огороде. До свидания!»
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что больше всего вам понравилось? Спасибо, вы хорошо поработали, до свидания!