«Поиск новых оригинальных путей в организации музыкальных занятий с дошкольниками».

«Поиск новых оригинальных путей в организации музыкальных занятий с дошкольниками».

Развитие музыкальных способностей происходит в разные возрастные периоды. В период младшего и среднего дошкольного возраста у ребенка развиваются мотивационно-потребностная сфера, язык, восприятие, произвольное внимание и произвольная память, рефлексивное мышление, мыслительные действия, чувства и эмоции, образное мышление и воображение. Именно этот возрастной этап отмечен активным ростом интеллектуального развития дошкольника, возникновением оппозиции «ребенок – взрослый», формированием различных видов деятельности, среди которых преобладает игровая (сюжетно-ролевые игры).

«Игровая деятельность, как и художественная, является важной областью в процессе формирования творческого стиля деятельности детей. Игра всегда полна неожиданностей и новизны, требует от детей превращения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Использование педагогами игровых методов позволяет расширить направление творческой деятельности детей. Особенно важен факт, что игра способствует становлению творческого мира ребенка, обогащает фантазию и воображение, способствует раскрытию его индивидуальности и творческого потенциала.

Развитие музыкальных способностей детей 5-6 лет будет эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; учета ее психолого-возрастных особенностей; использование на музыкальных занятиях основных видов деятельности, адекватно соответствующих периоду дошкольного возраста; создание благоприятной атмосферы на музыкальных занятиях; обеспечение психолого-педагогической поддержки детей Знание психолого-возрастных особенностей детей 5-6 лет необходимо для того, чтобы опираясь на них, грамотно организовать деятельность дошкольников, в которой эффективнее всего могли бы развиваться их музыкальные способности. Прежде чем задатки превращаются в способности, они проходят множество этапов. Для способностей этот процесс начинается с ранних лет жизни и не прекращается, если человек продолжает занятие теми видами деятельности, в которых эти способности развиваются. В процессе развития способностей выделяют несколько этапов. Первый этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или формированием на их основе необходимых функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6 лет.

Здесь происходит усовершенствование всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки задатков для дальнейшего развития специальных способностей. Становление особых возможностей активно начинается уже в дошкольном детстве. Занятия различными видами творческих игр в этом возрасте приобретают особое значение для формирования специальных способностей детей. Главным моментом развития человеческих способностей является их компенсированность, причем это касается даже тех способностей, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. Так, А. Леонтьев показал, что определенный уровень развития музыкального слуха можно достичь даже у тех людей, уши которых с рождения не очень хорошо приспособлены для обеспечения звуковысотного слуха. А. Бентли заключает, что ребенок реагирует на ритмический элемент музыки уже своей первой непосредственной реакцией на звуки материнского пения, а также звуки любого музыкального инструмента (скрипки, фортепиано). Ритмический элемент музыки вызывает у ребенка телесные движения, сначала беспорядочные, затем совпадающие с «пульсом» музыки. К 2,5–3 годам малыш располагает простейшими ритмичными представлениями. Затем он начинает воспроизводить структуру, состоящую из двух меньших продолжительностей и одной большей. Ритм становится главным элементом при восприятии музыки и для детей постарше. Дети 3–5 лет воспроизводят во время пения преимущественно ритмическую канву музыкального произведения, и даже в 6–7 лет они чувствуют в музыке в первую очередь ее динамическую и ритмическую стороны, а именно звуковысотную – мелодию и гармонию – воспринимают значительно хуже. При создании своей известной системы музыкального воспитания детей К. Орф рассматривал ритм как «первоэлемент» музыкального восприятия. С помощью ритма он быстро стал находить контакт с детьми, музыкально малоразвитыми, и сочетал слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

Одновременно существует информация, что дети справляются по-разному и не со всеми предлагаемыми им музыкально-ритмическими задачами. Это свидетельствует о том, что дети сталкиваются с разными трудностями, связанными с выполнением разных фрагментов музыкального ритма; а также о том, что компоненты музыкальных способностей появляются в онтогенезе каждого ребенка в свое время. Следовательно, трудоемкой структуре музыкального ритма отвечает сложная по структуре сенсорная способность, которая формируется в онтогенезе не сразу, а постепенно. Существует установленная последовательность возникновения элементов ритма в онтогенезе ребенка. На первом месте темп – умение воспринимать и воспроизводить скорость звучания. Сначала дети овладевают элементами быстрого темпа, затем овладевают умением повторять средний темп (обычно это отмечается на пятом году жизни). Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа образуется в пределах 6–7 лет. После того, как дети овладели чувством темпа, начинает проявляться чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению отношений акцентированных и неакцентированных звуков, которые находятся в основе музыкального метра.

Тактовые размеры усваиваются постепенно, движением от двухдольных до трехдольных метров. Специализированные наблюдения дают понять, что огромный скачок в формировании этой способности происходит на пятом году жизни. Наконец, проявляется способность воспринимать и воспроизводить отношения между звуками, с ее помощью можно улавливать и осмысливать музыкально-ритмический рисунок, состоящий из нескольких этапов: от усвоения «квадратных» схем до «неквадратных». Работа над чувством ритмического рисунка у детей идет медленнее и сложнее, чем развитие метра и темпа. Это доказывает, что трудоемкая система чувства музыкального ритма строится в онтогенезе поэтапно. Развитие чувства ритма происходит в разных видах деятельности – слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах. Однако основными оказываются движения детей под музыку. Движения в музыке – это особый вид деятельности, в котором усиленно выстраивается и развивается вся система музыкальных способностей и, главное, чувство ритма. С помощью музыкальных занятий совершенствуется восприятие активного слушателя, дети знакомятся с элементами музыкального языка, у них развивается звуковысотный слух, вокально-интонационные навыки, ладовое чутье, музыкальное движение, формируются творческие навыки. Основные виды деятельности на занятиях: пение; игра на детских музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения; слушание музыки; творческая работа.

Обратим внимание на структуру традиционного музыкального занятия: 1. Приветствие, разминка (музыкально-ритмические движения).

2. Пальчиковые игры.

3. Слушание музыки.

4. Подготовка к пению: дыхательные, логоритмические, артикуляционные упражнения, скороговорки.

5. Распевка, пение. Подбираются песни, связанные с музыкальной темой занятий.

6. Небольшой теоретический материал, обычно вплетающийся в самое занятие, например: «мажор и минор» – слушаем звучание каждого строя и с помощью наглядных пособий определяем на слух; также пение песен с веселым и грустным (специально подобранные песни).

7. Музыкально-дидактические и музыкально-подвижные игры, как образовательного, так и развлекательного, например: «Угадай, какой темп?», «Кот и мыши», игра с бубном (один ребенок ритмично и музыкально играет на бубне, затем громкий музыка сменяется тихой, и она прячет инструмент за спину другого ребенка).

8. Игра на детских музыкальных инструментах – при этом подбирается музыкальное произведение и продумываются инструменты.

Результат достижения определенных навыков происходит путем повторения теоретически музыкального материала. Музыкальный репертуар, используемый на занятиях, подбирается таким образом, чтобы он отвечал как художественным, так и педагогическим целям. Исполнение музыкальных произведений также должно быть высокопрофессиональным, выразительным, ярким.

Выводы и предложения. Таким образом, осуществив анализ научных наследий ученых, отметим, что развитие музыкальных способностей необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития, уделяя особое внимание индивидуально-психологическим особенностям каждого ребенка. Поскольку какие-либо способности наиболее активно развиваются в процессе деятельности, важно рационально организовать музыкальную деятельность детей. Организация музыкальных занятий с дошкольниками должна предусматривать ориентацию детей на творческое переосмысление различных видов предложенных задач, выбор творческих вариантов и постоянную направленность на поиск новых оригинальных путей преобразования окружающей действительности.

60
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!