"Как развивать речь младших дошкольников"

«Как развивать речь младших дошкольников»

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением

представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…Развивая связную речь, следует учить детей:

— Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

— Задавать вопросы;

— Активно включаться в разговор;

— Объяснять содержание картины, ситуации;

— Рассказывать о предметах, игрушках, событиях.

Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрос-лыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ре-бёнка к делам сверстников, желание общаться с ними. В этом возрасте происхо-дит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоцио-нальное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных геро-ев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содер-жание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный…).

Грамматический строй речи заключается в:

развитии умения согласовывать слова в предложении;употреблении ласкательно-уменьшительных слов;употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, соба-ка-щенок…«Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…(стульчик)

Развитие процесса восприятия речи является отправным пунктом в

коррекционно – логопедической работе, так как отклонения в узнавании и

различении речевых высказываний препятствуют формированию всех сторон

речевой системы.

Развивать понимание названий предметов, их частей, названий

действий и признаков предметов, а также понимание словесных просьб и

различение грамматических форм слов, возможно, не только в процессе

занятий с логопедом. Развивать импрессивную речь необходимо в режимные

и игровые моменты, а также во время пребывания ребенка дома, в период

семейных прогулок, во время просмотра вместе с ребенком кино и

мультфильмов.

Важно использовать ситуативные моменты режимных процессов

(прогулки, прием пищи, купание, одевание и т.д.), называл предметы,

которые берет ребенок, называл действия, которые совершает ребенок или

взрослый с данным предметом, называл ощущения, которые испытывает

ребенок (холодно, тепло, вкусно и т.д.).

При общении с ребенком взрослому следует говорить короткими

предложениями из 2-4 слов, делать паузы. Одни и те же слова необходимо

употреблять в разных грамматических формах, с целью усвоения ребенком

различных взаимоотношений называемых предметов. Слова следует

проговаривать с естественной интонацией и с выделением ударного гласного

звука.

К ребенку необходимо часто обращаться с вопросами для того, чтобы у

него возникла потребность общения с взрослым, с помощью средств,

которые ему доступны (мимика, жесты, восклицания, звукоподражания,

отдельные слова, обрывки слов).

После того как ребенок много раз слышал названия предметов, брал их,

рассматривал, ощупывал, следует попросить его принести какой – либо

знакомый ему предмет, обратиться к ребенку с поручением, связанным с

этим предметом («Возьми мяч. Отнеси мяч маме»). Если ребенок не

понимает, о чем его просят, то взрослому необходимо самому назвать

предмет, назвать и выполнить действие с данным предметом.

Если дети владеют пассивным предметным и глагольным словарем, но

понимание речи характеризуется неточностью необходимо работать над

различением количества предметов (много – мало), величину (большой –

маленький), вкус (сладкий – соленый). Большое внимание следует уделять

пространственному расположению предметов. Усвоение ребенком

дифференцированного понимания названий количества предметов, их

величины, пространственного положения позволит ускорить процесс

восприятия и различения грамматических форм.

Целесообразно проводить с дошкольниками игры на дифференциацию

утвердительных и отрицательных приказаний (беги – не беги, улыбнись – не

улыбайся), учить различать к кому обращена просьба или команда («Коля,

встань! – Дети, встаньте!»).

Повышенное внимание к процессу понимания со стороны воспитателей детского сада, педагога – психолога, родителей и т.д. позволит

более в быстрые сроки добиться положительных результатов в развитии

импрессивной речи детей.

Рекомендации:

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки)Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги)Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы. — Что это? (Кто это) — Какого цвета? — Что есть у зайки? (Что это у зайки) — Как можно назвать зайку? — Что можно с ним делать? Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
33
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!