Конспект занятия по развитию речи “Описание овощей и фруктов”
Программное содержание: Учить составлять описание предмета. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные. Закреплять правильное произношение звуков {в} — {вי}, учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе
Материалы и оборудование: Игрушечный зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Методы и приемы: Рассматривание, составление рассказа.
Предварительная работа: Заучивание заклички «Весна. Весна, красная!». Сюжетно-ролевая игра «Семья». 9 Проговаривание чистоговорки: У четырёх черепашек по четыре черепашонка
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, я шла сегодня в детский сад и по дороге встретила зайчонка, он тоже шел в детский сад. Вот он. Давайте поздороваемся с зайчиком.
Дети. Здравствуй, зайка.
Воспитатель (в роли зайки). Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Как можно назвать зайчонка ласково?
Дети. Зайчик, зайчишка, зайка, зайка-побегайка.
Воспитатель. Что это у зайчонка?
Дети. Уши.
Воспитатель. Какие у него уши?
Дети. Длинные.
Воспитатель. Правильно, уши у зайчонка длинные. А это что?
Дети. Хвост.
Воспитатель. Какой хвост у зайки?
Дети. Короткий.
Воспитатель. У зайчика длинные уши и короткий хвост. Что умеет делать зайчонок?
Дети. Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку.
Воспитатель. Зайка-побегайка, у тебя был мешок. Где он?
Зайка достает мешок.
Воспитатель. Вот какой мешок у зайки. А в мешке что-то есть. Интересно, что в мешке? (Воспитатель достает морковь). Что это?
Дети отвечают.
Воспитатель. Какая морковь?
Дети. Длинная, красная.
Воспитатель. Она длинная, красная. Повторим еще раз.
Кладу морковь в корзину для овощей, показываю остальные овощи и фрукты.
Воспитатель. А это что?
Дети. Огурец.
Воспитатель. Какой огурец?
Дети. Длинный, зеленый.
Воспитатель. Правильно, он длинный, зеленый. Какой помидор?
Дети. Круглый, красный, большой.
Воспитатель. Он круглый, большой, красный. Что это?
Дети. Яблоко.
Воспитатель. Какое яблоко?
Дети. Красное, круглое, большое.
Воспитатель. Оно круглое, большое, красное.
Дети повторяют. Кладу яблоко в другую корзину для фруктов.
Воспитатель. Морковь, огурец, помидор – что это? Как можно назвать одним словом? Яблоко, апельсин, виноград – что это?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, дети! Молодцы!
Подвижная игра «Собираем урожай»
Воспитатель. Зайка шел, шел, споткнулся и случайно рассыпал свои корзинки. Теперь у зайки все овощи и фрукты перемешались. Давайте поможем зайчонку разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую.
Воспитатель. Молодцы, дети! Все правильно разложили! Зайка очень вам благодарен за помощь. Спасибо.
Дидактическое упражнение
Воспитатель. А теперь покажем зайчонку, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду медленно произносить слова, и если вы услышите, что в слове есть звук (В)-, то хлопните в ладоши.
В-в-виноград. Есть в слове звук (В?)
Дети отвечают.
Давайте хлопнем в ладоши. Вот так.
Кот. Есть в этом слове звук (В?)
Дети отвечают.
Правильно, в этом слове звука (В) нет, хлопать не нужно.
Далее я произношу слова: рыба, вилка, машина, лопата, вода, чайник, ваза.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Воспитатель. А сейчас зайчонок будет с вами играть. Он загадает какой-нибудь предмет и, не вынимая из корзины, расскажет вам о нем, а вы должны догадаться, что это. Слушайте внимательно.
1. Она длинная, оранжевая. Что это? (Морковь).
2. Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец).
3. Он круглый, оранжевый. Что это? (Апельсин).
4. Оно круглое, красное ( подсказка: растет на дереве). Что это? (Яблоко).
5. Он круглый, красный (растет на огороде). Что это? (Помидор).
После того как предмет называется, кто-нибудь из детей выходит к столу, достает его и рассказывает: «Это морковь, она длинная, оранжевая».
Если ответ ребенка неполный, воспитатель помогает вопросами: «Какая? Длинная или короткая?»
Если ребенок скажет о яблоке «помидор», воспитатель просит зайку еще раз повторить загадку, выделяя голосом местоимение и окончания прилагательных.
Воспитатель. Молодцы, дети! Вы хорошо знаете овощи и фрукты. Зайчонок рад за вас.
Но зайчонку пора домой, давайте поблагодарим его и скажем до свидания.
Дети. До свидания.
Воспитатель (в роли зайки). До свидания, дети! Мне было очень интересно с вами. До новых встреч!
Воспитатель хвалит детей. Занятие окончено.