Игровой тренинг «Использование Кубика Блума как эффективный прием развития речевой активности"
Дошкольное образование
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБИКА БЛУМА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Учеными доказано влияние развития речи дошкольников на успешность их обучения в школе и дальнейшее развитие в целом. Однако на сегодняшний день в речи детей существуют множество проблем, среди которых отсутствие навыков культуры речи, бедность словаря, неспособность построить монолог. Ученые
(О.С.Ушакова, Е.А. Смирнова и др.) и практики отмечают необходимость обновления речевой работы. Возникает проблема поиска эффективных приемов речевого развития дошкольников, которая обусловлена тесной связью между развитием речи и развитием личности ребенка в целом, а также внедрением современных технологий как условия успешности педагога в достижении целевых ориентиров ФГОС ДО.
Педагогу непросто создать условия для заинтересованности и речевой активности детей. Одним из результативных способов является использование Кубика Блума, одного из популярных приемов технологии критического мышления американского ученого и психолога Бенджамина Блума. Кубик Блума позаимствован педагогами-дошкольниками из средней и высшей школы, и при творческом подходе позволяет успешно решать задачи интеграции образовательных областей, в частности, развития речи. Суть данной техники в формулировке задания в соответствии с темой и рассмотрение всех её аспектов. На гранях кубика написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Педагог бросает куб, а дети отвечают на вопрос, начинающийся с того слова, которое выпало. И наоборот! Новизна материала определена возможностью решения речевых задач посредством использования приема критического мышления — Кубика Блума.
Предлагаем попробовать данную технику, и выберем актуальную тему
«Весна».
Ход тренинга:
Весна – прекрасное время года, когда природа просыпается после долгого сна. Это — кубик. С помощью него можно многое рассказать о весне. Знаете, как с ним играть? Правильно, на разных сторонах кубика есть простые и сложные задания. Нужно бросить кубик, выбрать задание и выполнить его. Если задание повторяется, выбираем следующее после него.
1 задание: «Как?» (простое) Как узнать о наступлении весны?
Найдите приметы весны, изображенные на картинках. Среди множества картинок необходимо найти картинки с весенними приметами и обосновать свой выбор. (Солнце светит ярче, появляются сосульки, тает снег, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, просыпается медведь, появляются почки, распускаются первые цветы, день становится длиннее)
(сложное) Как проверить, что деревья весной готовы проснуться? Можно провести эксперимент: срезать ветку и поставить ее в воду. Когда распустятся почки? В начале весны почки набухнут скоро, затем появятся зеленые листочки. Ведь дерево выспалось за зиму. В начале зимы ветка долго не распустится, потому что дерево крепко спит.
2 задание: «Что?» (простой) Что происходит с растениями весной?
Выберете себе листочек и сделайте его весенним (сделать цветным фон, разместить на макете дерева).
(сложный) Что такое капель?
Весной под крышами все чаще появляются сосульки. Солнце поднимается выше и светит ярче. Становится теплее, сосульки тают, с них капает вода. Это капель. Капли падают со звуком. Звенит весенняя капель. В полдень капель особенно сильна. Солнце пригревает сильнее всего.
3 задание: «Почему?» (простой) Почему снег тает не везде?
Снег начинает таять на открытых местах: пригорках, полянках. Появляются черные проталины — участки голой земли. Но в тени, где нет солнца, снег тает медленно. Солнце туда почти не заглядывает, и он останется почти до лета.
(сложный) Какие весенние месяцы мы знаем? Март, апрель, май – ты не забывай! Почему в народе март называют «протальник»? Проталины – это место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? Почему? Почему апрель называют «ледолом», май – «цветень»? При затруднении можно обратиться за помощью к гостям.
4 задание: «Когда?»(простой)Когда весна бывает опасной?
Если выходить на подтаявший лёд водоёмов, забираться на высокие сугробы – можно провалиться, опасно также ходить под крышами, так как падают сосульки с нег с крыш.
(сложный) Когда можно подрасти?
Ученые выяснили, что весной дети растут в 3 раза быстрее, чем в другое время года. Наверное, вы тоже тянетесь к солнышку! Измеряйте свой рост каждый месяц, а через год сравните: в какое время года вы растёте больше всего?
5 задание: «Подумай» (простой)
Игровое упражнение «Подумай и скажи» Весна, какая? (ранняя, цветущая, теплая, веселая, звонкая, красивая, долгожданная). Солнце что делает? (светит, греет, сияет, улыбается, печет, согревает, ослепляет).
(сложный) Подумай, как начинается ледоход?
Весной солнце пригревает. Лед на водоёмах тает, покрывается трещинами и раскалывается на куски. Льдины трогаются с места и плывут по реке. Начинается ледоход. Талая вода не умещается в водоёме и заливает луга и низины. Начинается половодье.
6 задание: «Объясни» (простой) Объясни, почему птицы разделились?
Зимующим птицам (воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, снегирь, клёст) корма достаточно. Перелётным (кукушка, журавль, лебедь, соловей, скворец, утка, жаворонок, грачи, аист) нечем питаться, им холодно.
(сложный) Объясни, почему грачи прилетают раньше других птиц?
Грач – крупная птица с крепким клювом. Им птица выкапывает личинки из земли. Чтобы добыть корм, грачу достаточно первых проталин. А птицы, которые питаются летающими насекомыми, прилетают позже. В марте им сложно найти корм.
В заключение хочется отметить, что данный прием универсален свободой выбора тем, вариативностью, учетом принципа интеграции образовательных областей, возрастных возможностей дошкольников, в контексте развития речи — возможностью решать задачи формирования словаря, грамматического строя речи, связной речи.