Конспект занятия с использованием мнемотехники
Цель: Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов о временах года с помощью мнемотаблиц, обобщение и систематизация знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.
Задачи:
Образовательные: Учить детей составлять рассказы о временах года по мнемотаблице, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времен года образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения опираясь на картинки, схемы.
Развивающие: развитие связной речи; развитие общей, мелкой моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; активизация словарного запаса.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Дидактический материал: смонтированная и озвученная запись фрагментов мультфильма «Двенадцать месяцев; магнитная доска; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы, весны, лета, осени, схемы.
Ход занятия:
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся! Здравствуйте.-А с каким настроением вы пришли сегодня в садик? С хорошим, радостным, веселым. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
— Собрались все дети вкруг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Молодцы, надеюсь, вы зарядились хорошим настроением на весь день.
-Ребята посмотрите, что это? ( Письмо, конверт).
-Давайте откроем и прочитаем.
(Открываем конверт, а в конверте отдельные листочки с картинками).
-Здесь какие-то рисунки, значки, слова.
-Ребята, что они могут обозначать?
-Давайте рассмотрим их. (Использование наводящих вопросов.)
Куртка. Автобус. Сказка. Веселые дети
1картинка – Что это? (На картинке изображена куртка) для чего нам нужна куртка? (Нам нужна куртка, чтобы одеваться), и т. д. обговаривается каждая картинка.
— Ребята, это зашифрованное послание.
— Давайте встанем в соответствии с порядковым номером и перевернем листочки. На обратной стороне листочка что-то написано. Попробуем прочитать.
Дети читают по слогам, воспитатель повторяет прочитанное.
На доске появляется соответствующая картинка. Выстраивается мнемодорожка.
Послание зачитывается целиком.
«Одевайтесь потеплей, приезжайте к нам быстрей, в нашей сказке рады вам, нашим маленьким друзьям!»
-У нас получилось послание-приглашение. Приглашение в сказочное путешествие.
-А помогать нам будут в нашем нелегком сказочном путешествии схемы-подсказки, которые называются мнемотаблицы, или мнемосхемы. Они научат нас правильно и последовательно излагать свои мысли и помогут преодолеть любые препятствия.
Работа с мнемоквадратом.
-А чтобы отправиться в путешествие нам понадобится Что? (транспорт). Давайте назовем виды транспорта.-Вот вам подсказка.
На экране появляется– мнемоквадрат.
Мы отправляемся в сказочное путешествие, но нас просили одеться потеплее. Как вы думаете какое там время года? На чем мы можем отправиться в сказочную страну зимой? Выберем сани и произнесем заклинание: «Сели в санки, покатились, в сказке сразу очутились!»
На экране картинка зимнего леса.
-Ребята, где это мы? (В волшебном лесу).
— Как здесь красиво. Но что это?
На ветвях деревьев развешены какие-то картинки. Как вы думаете, что они обозначают?
-Нам нужно составить предложение по схеме.
-Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй – то, что бывает зимой.
-Какое предложение можно составить по этой схеме?
-«Зимой идет снег».
Каждый ребенок составляет предложение по мнемосхеме.
Молодцы ребята. Мы справились и с этим заданием.
Посмотрите, под деревом что-то лежит, это еще одна загадка.( зимой расцветают подснежники)
-Как вы думаете, так бывает?
-В какой же мы сказке мы очутились?
Ребята, давайте расскажем нашу историю о временах года.
— А на помощь нам придут наши подсказки.
Мнемотаблицы «Времена года»
Дети, используя мнемотаблицы, составляют рассказ.
В результате на магнитной доске появляется календарь времен года из мнемотаблиц.
Физкультминутка
А в лесу сейчас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз, топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят
Будем их ловить руками снежинки
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, закружились
Снегом замело дороги.
-Ой, как холодно, хочется, чтобы уже наступила весна.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
-Давайте с помощью символов выложим это стихотворение.
-Но здесь чего-то не хватает( ласточки)
-Верно. Давайте поможем символу вернуться в схему.
-Но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика ВЕСНА
«Кап-кап-кап»,- капель звенит, Соединяем пальцы с большим поочерёдно)
Словно с нами говорит.
Плачут от тепла сосульки (собираем слезы в ладошку)
И на крышах талый снег. (Гладим себя по голове)
А у всех людей весною
Это вызывает смех! (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)
-У каждого на столе лежит буква, которую нужно заштриховать в соответствии со звуком, который она обозначает. Дети выполняют задание.
-А теперь выходите, составим слово.
Символ появляется в схеме.
Коллекционирование «Времена года»
Затем составляют одну общую работу «Времена года»
-К сожалению, нам пора возвращаться.
-«Сели в санки, покатились и в саду мы очутились.
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось путешествие?
-А какое задание вам понравилось больше? (спросить у каждого ребенка)
-Мне тоже очень понравилось с вами заниматься. (оценить каждого).
-С каким настроением вы вернетесь сегодня домой?
— Если радостное настроение возьмите белые подснежники. Если грустное – голубые.
-На этом наше путешествие окончено.