" Театрализованная деятельность в ДОО "

Театрализованная деятельность в ДОО

МАДОУ «Детский сад №82»

Воспитатель: Лямзина Н.П.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Мы ставим перед собой следующую

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Осуществлению поставленной цели способствует решение следующих задач:

расширять знания детей о театре, знакомить детей с жанрами театра, его устройством и типами постановок;формировать творческую активность ребёнка;развивать речь, память, фантазию, образное мышление правильную артикуляцию;развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию, пластику тела, координацию движений, гибкость;воспитывать умение сотрудничать с другими членами детского коллектива;знакомить с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала;создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов ДОУ.

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является

разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).

Формы организации театрализованных игр

Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации уголка театра в группе. Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста.Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки;Участвуя в ней, дети умственно развиваются: думают, анализируют, делают выводы и обобщения;Участвуя в ней, дети активизируют свой словарный запас, у них совершенствуется звуковая культура речи и её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Классификация театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы:

режиссерские игры,

игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести

настольный,теневой театр,театр на фланелеграфе.

В режиссерской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Виды игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками.

Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация.

Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Виды театров для разных возрастных групп

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, в детских садах применяется 7 видов театрализованных игр.

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть :

бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

картона, вырезанного в форме конуса;ткани;шариков для тенниса;пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Существует несколько типов верхового театра :

тростевой (кукла закреплена на высокой трости);бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно :

пересказать сказку;разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол :

масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.

Основные требования к организации театрализованных игр

Содержательность и разнообразие тематики.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Содержание центров для разных возрастов по видам театрализации :

Для младшего возраста:

пальчиковый театр (этюды на руках);настольный театр (различные виды);театр мягкой игрушки (этюды с предметами);театр вязаной игрушки (этюды с предметами);театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Для среднего возраста:

пальчиковый театр (этюды на руках);настольный театр (различные виды);кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Для старшей группы:

пальчиковый театр (этюды на руках);куклы перчатки (пластические этюды на руках);куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

пальчиковый театр (этюды на руках);куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);куклы-марионетки (постановка этюдов);ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Методика организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах

На каждом возрастном этапе подходы методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.

В средней группе:

участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте:

инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

В старшей группе совершенствуем художественно – образные исполнительские умения, а в подготовительной группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Занятия обычно проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность:

15 минут с маленькими артистами 3–4 лет;20 минут с малышами 4–5 лет;25 минут с детьми 5–6 лет;30 минут с ребятами 6–7 лет.

Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Педагог должен помнить следующие правила:

При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;Первые две – три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла «говорит», она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

Таким образом, воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

47
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!