«Кубики историй» или сторителлинг как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

«Кубики историй» или сторителлинг как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Как известно связная речь является самой сложной формой речевой деятельности и одним из факторов, влияющих на успешность обучения в школе.

На сегодняшний день существуют разнообразные методики по формированию связной речи дошкольников. Использование современного, игрового метода «Сторителлинг» является альтернативной формой работы по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации. Данная техника была предназначена для взрослых.

На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Storycubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки.

«Сторителлинг» — это искусство увлекательного рассказа.

Цель «сторителлинга» обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи: (представлены на слайде)

1.Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2.Уточнять использование грамматических форм речи.

3.Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

4.Формировать умение кратко пересказывать текст, выделять его главную мысль, составлять рассказы-описания и рассказов по сюжетной линии.

В своей работе использую наборы «Кубиков историй» следующих типов:

набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом – сказочные герои, на третьем * погодные явления и т.д.) разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий тематические кубики (например, по теме «Космос»).При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1.Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало истории.

Однажды, много лет назад… В некотором царстве, в некотором государстве… Когда-то давным-давно… Жили-были… Случилось это в одном городе… Затем дети описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем? Кого он встретил или что нашел? Что он планирует с этим делать? 3.Кульминация – переломный момент в развитии действия, после которого события быстро движутся к концу – развязке.

4.Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы. Короткий вывод (итог рассказа). Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Правила игры:

Могут участвовать от 1 до 9 детей.

Правила игры просты и легко запоминаются детьми, суть её – «бросай» и «рассказывай».

Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем, следующие игроки выбирают и бросают кубики и продолжают историю, не теряя нить рассказа.

Если участник один — игрок кидает кубики и, опираясь на выпавшие изображения, выстраивает сюжетную линию рассказа.

Игра «Говорящие кубики «Сказки» применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми по составлению рассказов и сказок по развитию самостоятельной связной речи и коммуникативных навыков.

Изображения на кубиках помогают придумать сказку.

Так, на одном из кубиков нарисован главный герой. После бросания кубика выпадает определенная картинка — она будет отвечать за героя в сказке. противник- может выпасть Водяной, Кощей Бессмертный, змей Горыныч или кто-то другой

событие волшебный предмет помощник испытание локация — бросаешь кубик и узнаешь, где сказочные действия происходят. К примеру, на болоте, на острове, в Замке, в лесу, в горахфинал Ребенок кидает кубики, просматривает их и, опираясь на выпавшие изображения, выстраивает сюжетную линию сказки. Начать можно с места событий, можно с противника, который мешает, а можно и с волшебного предмета, который неожиданно нашел герой. Сказку разрешается дополнять деталями о внешнем виде героев или об их образе жизни. Если детям будет сложно рассказывать историю, тогда педагог может задавать различные наводящие вопросы, которые подскажут детям необычный поворот сюжета.

В конце педагог спрашивает: чему научился герой? Кто ему помогал? Понравился ли тебе герой?

Дети довольно быстро обучаются. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Метод сторителлинга можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых коррекционно- развивающих занятиях, где любая лексическая тема может раскрываться историей в картинках.

Тематические кубики по лексической теме «Космос»

Предварительная работа: подбор, изготовление карточек с изображением предметов, нанесенных на грани кубиков, рассматривание их, беседы с дошкольниками о космосе, планетах, космонавтах, космической технике.

Метод «Сторителлинг» дает возможность для развития коммуникативных навыков детей, облегчает запоминание сюжета и обеспечивает положительную динамику в развитии связной речи детей и составлении творческих рассказов. 

45
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!