Консультация для родителей на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечером дома, капризничают и плачут перед
входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три
стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От
того, насколько каждый готов пережить
адаптацию, зависит конечный результат -
спокойный ребенок, с удовольствием
посещающий дошкольное образовательное
учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду
поднимаются и решаются уже не один десяток
лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами
нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители.
Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно
на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный
взгляд педагогов.
Ребенок.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни
все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются
следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными
физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и
другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью
адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и
приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда
срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит,
впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название
которому — адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической
и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают
среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену
отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются
регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,
откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются
любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у
него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного
ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям
жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно,
является новым, неизведанным пространством, где он встречает много
незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что
каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни
привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,
некоторые не могут привыкнуть в течение года.
 Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы.
В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних
условиях она не была так важна.
 Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными
особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не
хватает эмоционального общения с мамой.
 Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
 Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и
вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.
Неумение занять себя игрушкой.
 Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
 Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните,
он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он
обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста
пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы
обязательно придете.
 Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
 Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может
навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают
плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
 Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже
полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет
ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
 необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры,
прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять
напряжение, накопившееся за время пребывания в
детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с
дневным напряжением — игры на воде: наберите в
ванну немного теплой воды, включите теплый
высокий душ. Вся накипь дня — усталость,
раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с
малыша. Игры в воде подчиняются одному общему
правилу – они должны быть нешумными,
спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками
(смотреть, как они впитывают и отдают воду,
устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их
в кораблики или дельфинов), строить из мягкой
мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть
переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует
умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на
свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите
идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события
дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо
обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый
вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.
Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг.
Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или
для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и то же
время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно
сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую
мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя,
почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в
нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если
малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая
пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей
вечностью, и стресс отступит!

36
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!