Консультация для родителей на тему: «Условия для успешной адаптации к детскому саду»
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечером дома, капризничают и плачут перед
входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три
стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От
того, насколько каждый готов пережить
адаптацию, зависит конечный результат -
спокойный ребенок, с удовольствием
посещающий дошкольное образовательное
учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду
поднимаются и решаются уже не один десяток
лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами
нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители.
Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно
на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный
взгляд педагогов.
Ребенок.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни
все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются
следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными
физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и
другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью
адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и
приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда
срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит,
впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название
которому — адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической
и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают
среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену
отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются
регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,
откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются
любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у
него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного
ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям
жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно,
является новым, неизведанным пространством, где он встречает много
незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что
каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни
привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,
некоторые не могут привыкнуть в течение года.
Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы.
В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних
условиях она не была так важна.
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными
особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не
хватает эмоционального общения с мамой.
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— пользоваться ложкой;
— активно участвовать в одевании, умывании.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и
вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.
Неумение занять себя игрушкой.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните,
он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он
обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста
пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы
обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может
навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают
плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже
полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет
ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому
человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры,
прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять
напряжение, накопившееся за время пребывания в
детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с
дневным напряжением — игры на воде: наберите в
ванну немного теплой воды, включите теплый
высокий душ. Вся накипь дня — усталость,
раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с
малыша. Игры в воде подчиняются одному общему
правилу – они должны быть нешумными,
спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками
(смотреть, как они впитывают и отдают воду,
устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их
в кораблики или дельфинов), строить из мягкой
мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть
переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует
умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на
свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите
идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события
дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо
обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый
вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.
Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг.
Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или
для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и то же
время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно
сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую
мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя,
почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в
нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если
малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая
пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей
вечностью, и стресс отступит!