Занятие в старшей группе «В гостях у Хозяюшки»

Тип статьи:
Авторская

Занятие в старшей группе «В гостях у Хозяюшки».

Селдушева Анна Александровна, воспитатель

МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида»

Цель. Познакомить детей с историей русского и мордовского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

Задачи:

Обучающие:

— продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, употреблять их в разговорной речи.

— формировать и обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского и мордовского фольклора

— обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, печь, ухват, чугунок, вилы, серп, прялка, веретено, лапти, лучина

Развивающие:

— развивать внимание, мышление, речь

— развивать умение использовать в собственной речи средства языковой выразительности

— развивать самостоятельное речевое творчество

Воспитательные:

— продолжать воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за людей живущих в ней

— воспитывать интерес к жизни в Древней Руси, к народному быту мордовского народа

— воспитывать патриотические чувства к родному отечеству, к республике Мордовия

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: электронное приложение: презентация «В гостях у Хозяюшки» интерактивная доска, мультимедийное оборудование; компьютер; «мордовская изба», сундук, прялка, веретено, палочка-лучина, лапти, «печь», чугун, самовар, деревянные ложки, пироги, чай.

Содержание ООД

Организационный момент

Воспитатель (в мордовском народном костюме): Добрый день, гости званные и желанные. Милости прошу. Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю. Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии тоже.

Поздороваемся и по-мордовски – шумбрата-да!

Дети здороваются по-русски и по-мордовски.

Основная часть

Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Приглашаю вас в гости в дом, где жил наш народ много лет назад. Из чего давным — давно на Руси люди строили себе жилище? (Из дерева, из бревен).

Как называли такие дома? (Изба, деревянный дом). Не только изба издавна на Руси была деревянная. Что еще было сделано из дерева в избе? (Мебель, посуда, обувь, инструменты для работы в поле и по дому).

Воспитатель: Сколько народных умельцев жило на Руси и в нашей Мордовии! Из обыкновенного полена могли, например, сделать такой сундук (показываю сундук). А как вы думаете, что хранится в этом сундуке? Что нам думать и гадать, давайте-ка его откроем. (Не открывается). Я догадалась. Этот сундук с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните и назовете пословице и поговорки о доме.

Дети называют пословицы и поговорки:

«Дом построить – не шапку на голову надеть»

«Домом жить – не лукошко шить»

«Домом жить – не развеся уши ходить»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Дом с детьми – счастливый дом» (мордовская)

«Много надо труда, чтобы построить дом-избу и содержать его.

(Открывается сундук)

Беседа «Как жили люди на Руси».

Воспитатель: В старину люди много рукодельничали: шили, вышивали, вязали. Что это? (Веретено).

Что им делают? (Прядут пряжу). Время шло. Народные умельцы придумали предмет, с помощью которого пряли пряжу. И опять из дерева. Что это? (Прялка).

Как называли рукодельницу, которая пряла пряжу на прялке? (Пряха).

Позолоченная прялица

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

(Воспитатель из сундука достает деревянную палочку-лучину.)

Воспитатель: Как вы думаете, что это? (Деревянная лучина).

Для чего нужны лучины? (Лучина освещала избу вечерами). Пряли, вязали, шили женщины. А чем занимались мужчины? (Плели лапти).

(Воспитатель достает из сундука лапти.)

Воспитатель: В старину в лаптях ходили и летом, и зимой. И дети, и взрослые. И танцевали в лаптях, и трудились. Из чего плели лапти? (Из лыка).

Лыко добывали из какого дерева? (Из липы).

Воспитатель: Много работали наши предки и в поле, и по дому. В сарае собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле.

Дидактическая игра «Угадай инструмент».

Я загадаю загадки, а вы отгадайте, о каком инструменте идет речь.

Блестит, сверкает,

По полю гуляет.

Всю траву срезает. (Коса)

Воспитатель: Что делали косой? (Косили траву, хлеб).

Двенадцать деревянных коней

Одним поводом веду. (Грабли)

Воспитатель: Что делали граблями? (Собирали траву в стог).

Кто берет сено тремя зубами? (Вилы)

Воспитатель: Загадаю я вам загадку о самой главной вещи в дому.

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча.

Внутри огонь горит

Из трубы дым валит.

Кашу да щи варит. (Печь)

Воспитатель: А вот какую загадку о печи придумал мордовский народ: Куд кучкаса севонень баба! (Посреди дома глиняная баба). Затрещит мороз зимой на дворе, а у печи тепло и уютно. Печь избу отапливала. А еще для чего нужна печка? (В ней готовили еду, пекли пироги. На печке сушили одежду). А еще раньше даже в печке мылись. А в чем варили еду? (В чугунах. Показывают чугун).

А чем же чугуны вынимали из горячей печи? Отгадайте:

Бычок рогат, в руках зажат

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

Воспитатель: Давайте попросим печку угостить нас чем-нибудь.

Ребенок: Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки

Помоги, спаси,

В дом богатство принеси.

Воспитатель: Что-то ничем нас печка не угощает. А попробуем попросить ее мордовской скороговоркой:

Сура пача – Мария,

А розьпача – Дария (м.).

Пшеничный блин – Марья,

Блин ржаной – Дарья.

(Вынимает из печи пироги)

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

92 блина, два корыта киселя

50 пирогов, не найти едоков.

Хозяйку потешьте —

Пирогов моих поешьте.

Воспитатель: Как в народе говорят? (Не красна изба углами, а красна пирогами). Садитесь за стол, гости дорогие. (Дети садятся за стол). А какие пироги без чая.

Воспитатель: Чай пить – (дети добавляют – Не дрова рубить). Отгадайте, из чего будем чай пить?

Стоит толстячок, блестит бочок.

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

Ведь кучкаса тол палы. (Посередине воды огонь горит). (Самовар).

Воспитатель: Я иду, иду, иду, самовар на стол несу. (Несет на стол самовар, разливает чай, угощает пирогами).

Воспитатель: Талантливый народ

На Руси у нас живет.

И охотник, и плотник,

И жнец, и певец.

Воспитатель: Издавна любил наш народ хорошо и потрудиться и повеселиться.

Эх, возьмем мы в руки ложки.

Да потешим вас немножко.

Сядем, братцы, все рядком

Да песенки мордовские споем.

Итог

Исполнение мордовской песни «Луганяса келунясь» (мокшень народнай мора)

(Из сундука воспитатель достает ложки и раздает мальчикам)

Воспитатель: Эй девчонки-хохотушки,

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей.

(Девочки поют песню, мальчики играют на ложках)

Воспитатель: Спасибо! Порадовали, так порадовали.

Красны девицы, да добры молодцы.

Собирайтеся, да прощайтеся,

Да в детсад отправляйтеся.

Дети: Спасибо вам, хозяюшка.

Наделил бы вас Господь,

И житье, и бытьем, и здоровьицем.

Воспитатель: До свидания, гости дорогие. Жду еще вас в гости.

Дети: Вастомазонок!

38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!