«Речевое развитие детей 3-4 лет посредством развития мелкой моторики»
Понятие мелкая моторика и развитие речевой активности ребенка неразрывно связаны. Еще Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развития речи его руки, ручных умений, то есть мелкой моторики. У детей при ряде речевых нарушений отмечают выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.
Развитие мелкой моторики дает возможность детям выражаться через творчество – игру, пластику, повышают самооценку ребенка, облегчают участие в различных видах деятельности, дают возможность приобретать социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
Неотъемлемой частью в работе по развитию мелкой моторики остаются пальчиковые игры. При использовании упражнений на развитие мелкой моторики мы опираемся на 2 принципа: в движение должны быть вовлечены все пальчики одновременно, попарно, поочередно и различность действий руками: сжатие – разжатие, напряжение – расслабление, сгибание – выпрямление.
В возрасте 3-4 лет для развития мелкой моторики, повышения речевой активности, а также творческих способностей и артистизма можно активно использовать игры- спектакли, изготовить пальчиковый театр (примеры таких театров по мотивам сказок представлены у нас в группе)
Развивать речь посредством совершенствования навыков мелкой моторики можно и с помощью творческих заданий: собирание объекта из мелких деталей (пазлы, мозаика, конструктор с наличием винтиков и гаек), использовать техники рисования на песке или манной крупе.
В возрасте 3-4 лет можно осваивать технику оригами, отлично поднимает настроение детей, ведь из куска бумаги мы можем получить цветок, животное и другие фигурки, после чего использовать их в инсценировках и театральной деятельности.
Литература:
30 уроков развития мелкой моторики руки. — М.: Современная школа, Кузьма, 2011
Громова О. Н. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.: Гном и Д, 2001
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2009.