РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, определяются следующие этапы:
1. накопление впечатлений.
2. спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.
4. сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.
Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.
Речевые импровизации
Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям – поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании.
Следующий этап речевых импровизаций– сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем здесь примеры:
1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
……………………………
(Малым детям спать велит.)
(А. Блок.)
2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
……………………………
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)
3. Журавли летят, курлычат,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
……………………………….
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)
4. Автобусы, автобусы
Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
…………………………
(Мы едем на прогулку.)
(В. Викторов.)
Параллельно с заданием досочинить рифмованную строчку в конце стиха можно уже на первоначальном этапе предлагать ребятам продумывать и то, какими интонациями – маршевыми, песенными или танцевальными – можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи можно рекомендовать детям исполнять нараспев, «танцевальные» – с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, «маршевые» – с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу. Таким образом, уже первые опыты речевых импровизаций можно связать с воспитанием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности.
Инструментальные импровизации
К пластическим импровизациям примыкают импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов. Если в группе имеются только ударные инструменты, то нужно использовать их при подборе свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. Если в группе имеются инструменты со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., то можно учить детей подбирать подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты и доминанты – для сопровождения некоторых произведений.
Вокальные импровизации
В практике вокальной импровизации сложился стереотип, в основе которого лежит выработка у детей умения продолжить начатую педагогом мелодию и завершить ее, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации», – говорил Д. Б. Кабалевский. Приведем примеры различного рода вокальных импровизаций.
«Озвучивание» имен. Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей может происходить в процессе игры по озвучиванию имен. Эту работу обычно начинают с самых первых занятий музыки. Пропевая вопросы-задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я __________. А ты?» – педагог предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом.
При этом следует обратить внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя (Татьяна) или его короткий вариант (Таня). Нужно с первых же опытов озвучивания имен приучать детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.
Имена детей иногда записывают на доске, отмечая в них ударные слоги, изображая под ними условными графическими знаками ритмическую формулу. Постепенно в этом задании можно использовать на доске нотную запись придуманных детьми интонаций, что поможет учащимся соединять слуховые представления со зрительно-графическими, покажет варианты звучания имен, звуковысотную, метроритмическую основу.
«Вопрос – ответ». Другой тип задания на вокальную импровизацию – музыкальный диалог, музыкальная беседа между педагогом и детьми, между парами детей, между солистом и всей группой. педагог предлагает детям стать участниками игры: на те вопросы, которые он будет петь, ребятам нужно давать музыкальные ответы – придумывать мелодию и пропевать ее.
Варианты вопросов педагога: «Какое у тебя настроение? В каком характере звучит эта пьеса? Какой композитор сочинил эту музыку?». В музыкальных вопросах педагогу необходимо разнообразить их интонационно-образный строй, ладовую окраску. Постарайтесь использовать в вопросах интонации возгласа, призыва, жалобы, удивления и пр.
Завершение мелодии. Следующим этапом развития умения детей создавать вокальные импровизации могут быть задания на завершение мелодии, пропетой педагогом. Прежде чем приступать к этому заданию, необходимо разучить с группой текст песенки-попевки с опорой на ее ритмическую основу. Ритм той фразы, мелодию которой дети будут сочинять сами, можно изобразить на специальных карточках. Примеры для этого вида импровизаций заимствованы из детских песен.
«Праздник веселый».
Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.
Живо, весело.
«К нам приходит Новый год».
Музыка В. Герчик, слова З. Петровой.
Легко, радостно.
«Белочки».
Музыка З. Левиной, слова Л. Некрасовой.
Не спеша.
«Там вдали, за рекой (Кукушка)».
Музыка А. Аренского, слова А. Плещеева.
Умеренно.
«Колыбельная».
Музыка А. Флярковского, слова В. Татаринова.
Не спеша.
«Падают листья».
Музыка М. Красева, М. Ивенсен.
Умеренно.
При выборе мелодий для этого вида импровизаций необходимо помнить о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, ладовым колоритом, текстом, понятным для детей. Разучиванию метроритмической основы текста песенки-попевки поможет графическая запись ритма той фразы, которую дети допевают самостоятельно. На первоначальном этапе такого рода задания выполняются детьми индивидуально.
Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив. Этот вид вокальной импровизации направлен на осмысление старшими дошкольниками интонационно-образной природы музыки. Исходные, первоначальные интонации, предлагаемые детям для создания будущей мелодии, должны заключать в себе яркую образную основу. Как правило, выбирая интонации для импровизаций, нужно исходить из их жанровой принадлежности. Именно опора на жанровые истоки даст возможность детям усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад.
Музыкальный театр
Инсценирование известных народных сказок, сочинение несложных партий их действующих лиц продолжает линию развития навыков вокальных импровизаций, к которым естественным образом примыкают импровизации пластические и инструментальные.
Предложите детям послушать начало русской народной сказки «Теремок», вспомнить и прочитать диалоги ее действующих лиц:
Автор. Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок…
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?..
После того как сказка будет выразительно прочитана детьми по ролям, предложите им сочинить небольшие мелодии-темы, музыкальные характеристики каждого персонажа: Мышки, Лягушки, Зайца, Волка, Медведя. Пусть дети задумаются над тем, какими голосами будут петь их герои, какие интонации наиболее точно раскроют их характеры, какие движения будут сопровождать появление каждого нового действующего лица на сцене музыкального театра. Чтобы игра в музыкальный театр соответствовала жанру, необходимо определить и состав оркестра – инструменты, которые будут сопровождать вокальные импровизации.
Аналогичным образом озвучивают народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» (русские), «Варежка» (украинская) и др.
Поводом для создания вокально-пластических импровизаций могут быть фрагменты народных праздников и обрядов – рождественское колядование, масленичные гулянья, встреча весны, хороводы на Троицын день или Ивана Купалу и т. п.