Конспект занятия "Путешествие по стране"
Неськина Р.И. Конспект занятия для детей старшего возраста «Путешествие по стране»
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Цели и задачи: развивать у детей чувства патриотизма и любви к Родине; расширять представления детей о «малой» и «большой» Родине; формировать простейшие географические представления о России, о Республике Мордовии; расширять исторические знания о Кремле, о Красной площади, столице России — Москве, о достопримечательностях Москвы, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о государственных символах России и Республики Мордовии (гимн, герб, флаге); воспитывать чувства гордости за страну, любви к ближним, к своей «малой» Родине, к своему селу.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу; проявляет чуткость к художественному слову при прослушивании стихотворения «Москва» Ф. Глинка, «О Родине» М.Бебана, «Славим тебя» Ю.Попкова; положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании песни «С чего начинается Родина»; имеет элементарные географические представления о стране, о Республике Мордовии, о государственных символах, имеет понятие о «большой» и «малой» Родине, исторические знания о Кремле, о Красной площади; проявляет чувство гордости за свою страну, республику, села; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, проявляет интерес к участию в физических упражнениях.
Материалы и оборудование: карта мира, карта Мордовии, портрет Президента РФ Путина В.В., Главы Республики Мордовия Здунова А.А., Дидактическая игра «Собери символы» картинки с изображением символики России и Мордовии; мультимедийное оборудование, телевизор; презентация «Сердце нашей Родины» (показ слайдов с репродукциями пейзажей России и Мордовии, достопримечательностями г. Москвы и г. Саранска, социальных объектов и достопримечательностей села Большая Елховка; запись песни М. Матусовского «С чего начинается Родина», куклы в мордовских, татарских национальных костюмах; наглядно-дидактические пособия, «поезд».
Предварительная работа: словарная работа: «малая», «большая» Родина, «необъятная», «россияне», «резиденция», «памятник», «постамент»; изготовление дидактических игр «Собери флаг», «Собери герб»; прослушивание гимна России и Республики Мордовия, чтение мордовских и русских произведений писателей и поэтов, народных сказок, разучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций природы родного края и России, альбома «Народы России», «Достопримечательности г. Москвы (Царь – колокол, Царь – пушка, Красная площадь, Кремль, Спасские ворота)», «Саранск Столичный»; рассматривание альбома «Родное село», изготовление флажков.
Содержание НОД
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас интересное занятие. Начнем наше занятие с прослушивания песни М. Матусовского. Прослушайте, пожалуйста, песню (Звучит отрывок записи песни М. Матусовского «С чего начинается Родина»)
2. Основная часть.
- В.: Дорогие ребята, кто скажет, о чем эта песня? (ответы детей). Правильно, о нашей великой Родине. Наша страна самая прекрасная в мире: ее бескрайние просторы, бесконечные леса и поля, реки и озера, города и маленькие деревушки, люди разных национальностей – это наша Россия. Посмотрите, ребята, ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. На поезде нашу страну можно пересечь только за несколько дней. (Слайд географическая карта России) Дети, вы согласны совершить путешествие на поезде по нашей огромной и необъятной стране? (Ответы детей. Дети рассаживаются по своим местам. «Поезд» тронулся.)
- В.: Обратите внимание на красоту и богатство нашей Родины (Показ слайдов рощи, поля, реки, озера, села, города…)
- В.: Ребята, назовите самых дорогих и близких вам людей и все то, что вам очень дорого, близко. (Ответы детей)
- В. Правильно, это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, наш дом, край, село. Все это наша Родина.
- В. Ребята, наш поезд остановился. Чтобы узнать, куда мы с вами прибыли, послушаем стихотворение (ребенок читает отрывки из стихотворения Ф. Глинка «Москва»):
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева:
Глаз не схватит улиц длинных,
Это – матушка-Москва.
В.: В какой город мы с вами приехали? (Ответы детей)
- В.: Правильно, ребята, мы приехали в главный город, в столицу нашей «большой» Родины – Москву и являемся гостями столицы. Сегодня мы с вами будем знакомиться с главными достопримечательностями Москвы. Дети, кто скажет, что мы видим на картинке? (слайд Кремля)
- Ребенок:
- Московский Кремль, святыня наша,
- Соборов древних купола,
- От этих стен, старинных башен
- И начинается Москва.
В. Правильно, ребята, это Кремль. Именно, с него и начала строиться и расширяться Москва – сердце нашей России.
Ребята, а кто скажет, что такое Кремль? (ответы детей)
В. Да, действительно, это крепость, которую построили люди, чтобы защитить себя от врагов, от разных животных. Ребята, в древности Кремль был деревянный.
В. Кто вспомнит основателя Москвы? (Ответы детей) Правильно, князь Юрий Долгорукий. На Тверской площади стоит памятник основателю Москвы (Слайд деревянного Кремля, памятник Юрию Долгорукому)
В. Ребята, а где в давние времена заселялись и строились люди? (Ответы детей) Правильно, около рек, озер, лесов. Дети, Москва свое название получила благодаря названию реки, которая в этой местности протекала. Много, много лет тому назад здесь, на месте Кремля стоял дремучий лес, и текла река Москва. Около этой реки и стали люди строить свои дома и назвали этот город Москвой.
В. Ребята, как вы думаете, крепость из дерева прочная? (Ответы детей) Правильно, непрочная, поэтому Кремль часто горел. Решил однажды князь Дмитрий Донской перестроить Кремль, используя белый камень для строительства. Долгое время Москву называли белокаменной Москвой (Слайд князь Донской и белокаменная Москва). Прошли годы. Люди научились делать крепкий строительный материал – кирпич. Кремль выложили из красного кирпича под руководством князя Ивана III. (Слайд Кремля и князя Ивана III) Стоит наш Кремль с мощными стенами и двадцатью башнями, храмами и дворцами уже 600 лет в центре Москвы, на самом высоком берегу Москвы — реки, является архитектурным памятником, а также там находится резиденция, место работы президента нашей страны. Кто является президентом нашего государства? (Ответы детей) Молодцы, дети, президентом РФ является Путин В.В. (Слайды башен Кремля и портрет президента РФ Путина В.В.)
В. Ребята, рядом с Кремлем какая полянка чудесная, давайте отдохнем, а потом продолжим нашу экскурсию по Москве, вы согласны? (Ответы детей)
Физминутка «Здравствуйте»
Здравствуйте ребята, милые друзья
Видеть вас сегодня очень рада я!
Я здороваюсь везде — дома и на улице,
(прижимают руки к груди и протягивают их вперед)
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.
(машут кистями рук)
Здравствуй, солнце золотое!
(скрещивают ладони с раздвинутыми пальцами и поднимают их вверх)
Здравствуй, небо голубое!
(ладони вверх поднимают и смотрят на них)
Здравствуй, вольный ветерок!
(покачивают руками)
Здравствуй, маленький дубок,
(присели и показали)
Здравствуй утро!
(вправо ладонь)
Здравствуй день!
(влево ладонь)
Нам здороваться не лень!
(прижимают ладони к груди и протягивают вперед).
В. Молодцы, ребята, мы со всеми поздоровались, можно продолжить нашу экскурсию. (Раздается бой курантов на Спасской башне)
В. Ребята, что мы слышим? (Ответы детей) Правильно, ребята, это бой часов – курантов на Спасской башне – главной башне Кремля. По этим часам сверяется и живет наша страна.
В. Дети, а чем знамениты Спасские ворота? Правильно, они являются главными проездными воротами и считаются «святыми», так как башня была названа в честь иконы Спаса. Ребята, через эти ворота запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. С давних времен через эти ворота проходили знатные люди и цари.
В. Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите, ребята, что вы видите? (Слайд Царь – колокол) (Ответы детей) Правильно, это Царь – колокол. Он является, дети, памятником русского литейного искусства XVIII века, установлен на постаменте и находится в Московском Кремле. Дети, хотите узнать вес колокола? (Ответы детей) Отлит Царь колокол из бронзы и вес его составляет 200 тонн, высота – 6, 24 метра, диаметр — 6,6 метров. Ребята, во время пожара колокол получил несколько трещин, и от него отвалился кусок. Поэтому мы видим этот кусок рядом с колоколом. Этот колокол так и никогда не зазвонил. Интересно, ребята? (Ответы детей)
В. Едем дети дальше, что мы видим? (Слайд Царь – пушка) Молодцы, это Царь – пушка. Она тоже находится в Московском Кремле и является знаменитым памятником русской артиллерии и литейного искусства XVI века, символом могущества державы и сильной Армии. Пушку отливали из бронзы на Пушечном дворе мастера – пушкари, чтобы защитить Московский Кремль. Знаете, ребята, так и никогда не выстрелила эта пушка, а была лишь устрашением для врагов. Длина пушки составляет чуть больше пяти метров, вес – 40 тонн. Во всем мире не найти такой пушки. С давних времен, ребята, наша страна умела защищать себя от врагов и никогда ни на кого не нападала. Мы самая миролюбивая страна.
В. Ребята, а вы знаете пословицы о Родине? (Ответы детей) Проводится игра «Продолжи»
Нет в мире краше – Родины нашей
Человек без Родины – как птица без крыльев
Родной край – сердцу рай
Где родился – там и пригодился
Жить – Родине служить
Говорят в Москве, — а слушают по всей стране
За Москву-мать — не страшно и умирать
Москвой-столицей — весь народ гордится
Москва — гранит: — никто Москву не победит
В. А теперь мы с вами, ребята, где находимся? (Слайд Красная площадь)
Правильно, на Красной площади. Ребята, почему Красную площадь назвали Красной? (Ответы детей)
В. Ребята, Красная площадь имеет свою историю. История говорит о том, что «деревянная» Москва часто горела. По приказу князя Ивана III были убраны все деревянные постройки вокруг Кремля. Для торговли появилась площадь, где активно шла торговля, назвали эту площадь Торговой или Торгом. Часто называли Пожаром, из — за возникающих здесь пожаров, называли Троицкой, по названию церкви. Позднее люди московские решили назвать эту площадь Красной. На Руси «красный цвет» означал красивый, главный, почетный, самый дорогой. Раньше в избах крестьян самым почетным местом был «красный угол», а главный вход в терем называли «красным крыльцом». Эта традиция, ребята, остается до сих пор во многих селениях нашей страны. Красная площадь – это главная площадь Москвы и России, это — сердце Москвы. Она играет важную роль в жизни страны. Ребята, каждый гость российской столицы стремиться увидеть ее. На площади находятся много достопримечательностей, соборов, храмов, памятников, музеев.(Слайды достопримечательностей Красной площади)
В. Ребята, какие мероприятия проходят на главной площади страны? (Ответы детей) Правильно, военные и праздничные парады, народные гуляния в честь государственных праздников, концерты, фестивали. (Слайды парада)
Дети, Московский Кремль и Красная площадь — это визитная карточка России. Туристы со всей планеты стекаются, чтобы увидеть достопримечательности нашей столицы – Москвы. Мы гордимся своим культурно – историческим наследием.
В. Дети, у каждой страны есть государственные символы, давайте назовем. (Ответы детей) Правильно, у каждой страны есть гимн, герб, флаг. Проводится игра «Собери символы» (Дети собирают)
В.: Ребята, государственные символы означают, что мы хотим жить в мире, согласии, дружбе, развиваться на своей плодородной земле.
В. Дорогие, ребята, слышите бой курантов? (Слышен бой часов).Нам пора возвращаться домой. Поудобнее присаживаемся, и наш поезд отправляется на родную сторонку, в родной край.
В. Ребята, как называется наша «Малая Родина»? (Ответы детей)
Ребенок:
Ты моя Родина, край наш Мордовия
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя и русские братья …
Мы, твои дети, славим тебя.
В. Правильно, Республика Мордовия.
В. Дети, мы доехали до станции «Родная». Кто нас ждет дома?(Ответы детей)
В. Конечно, дети, наши родные и близкие. У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, самый дорогой и близкий человек. Это и есть, ребята, наша «малая» Родина, родная сторонка, родной край, где мы с вами родились, растем, учимся, работаем, живем.
В. Кто назовет столицу нашей «малой» Родины? (Ответы детей)
В. Правильно, Саранск – столица нашей «малой» Родины.
В. Какие народы живут в Мордовии? (Ответы детей)
- В. Правильно, мордва (мокша и эрзя), татары, русские (дети рассматривают кукол в мордовских, татарских национальных костюмах и называют их).
В.: Кто является Главой Республики Мордовия? (Ответы детей)
В. Правильно Главой Республики Мордовия является Здунов Артем Алексеевич (портрет)
В.: Ребята, у каждой страны есть свои символы. Мы с вами знаем государственные символы России, а кто быстрее соберет символы Мордовии?
Проводится игра«Кто быстрее соберет» (дети собирают флаг и герб Мордовии).
В. Молодцы, ребята. Справились. Скажем, чем богата наша «малая» Родина? (Ответы детей)
В. Наша республика богата лесами, в которых обитают звери, растут ягоды, грибы; полями, лугами, реками, озерами.
Ребенок:
Земли есть и красивей
Мне не надо иной
Ты ведь тоже, Россия
Край Мордовский родной.
- В. Ребята, а если в нашу республику приедут гости, куда мы их поведем? Какие достопримечательности покажем?(Ответы детей)
- В. Правильно, у нас есть храмы, соборы, монастыри, театры, музеи, спортивные сооружениями, памятниками, ботанический сад. Мы гордимся своим наследием.
Ребенок:
Земли есть и красивей
Мне не надо иной
Ты ведь тоже, Россия
Край Мордовский родной.
В. Ребята, вот мы и с вами с нашем родном селе Большая Елховка.(Дети флажком отмечают на карте Мордовии свое село)
В. Ребята, чем славится наше село Большая Елховка? (Ответы детей)
В. Правильно, Б. Елховка славится тем, что здесь находится ООО Агрофирма «Октябрьская», но в первую очередь, ребята, она славится своими людьми. Благодаря, труду ваших родителей, продукция Агрофирмы продается во многих городах и населенных пунктах России, в том числе и в столице нашей «большой» Родины – Москве. Агрофирма «Октябрьская» известна на всю Россию. Она гордость Мордовии. Мы гордимся своим селом, мы любим наше село.
3.Итог занятия
В. Ребята, вам понравилось наше путешествие по стране, по столице нашей Родины – Москве? (Ответы детей)
— Дети, давайте вспомним, кто является основателем Москвы? (Ответы детей).
— Что нового мы узнали мы о Кремле? (Ответы детей)
— Чем интересна Спасская башня Кремля? (Ответы детей)
— Ребята, назовите президента Российской Федерации, Главу Республики Мордовия. (Ответы детей)
— Чья резиденция находится в Кремле? (Ответы детей)
— С какими достопримечательностями Кремля мы познакомились? (Ответы детей)
— Почему люди называют площадь Красной? (Ответы детей)
— Ребята, назовите, пожалуйста, государственные символы страны. (Ответы детей)
— Ребята, а как вы понимаете пословицу: где родился – там и пригодился (Ответы детей)
— Дети, чем богата наша малая Родина (Ответы детей)
— Кем и чем славится наш населенный пункт? (Ответы детей)
В. Молодцы, ребята, спасибо вам за занятие. Мы совершили с вами интересное и познавательное путешествие по нашей необъятной Родине: все вы были активными, смекалистыми, находчивыми и дружными. Помните, ребята, что будущее нашей страны во многом зависит от вас, от того, как вы сильно будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми, чтобы она стала еще лучше и краше. Я надеюсь, что вы настоящие граждане своей страны.
(Дети собираются на прогулку. Любуясь природой родного края, наводят порядок и чистоту на своей детской площадке и украшают свой участок флажками)