Консультация "Методика проведения прогулки в осенний период"
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Согласно «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Организуется прогулка два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.
Структура прогулки
наблюдение,
подвижные игры;
трудовая деятельность детей;
индивидуальная работа с детьми;
самостоятельная деятельность детей
Наблюдение
Большое значение отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными воспитанниками. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Например, осенью во время прогулки можно обратить внимание на падающие листья с дерева, на их форму, цвет; понюхать бархотки, запах которых запомнится ребенку и оставит приятное впечатление; можно прислушаться к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц, шуму дождя. Воспитатель обязательно обращает внимание детей на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь, изморозь и т. д.). Объясняет, почему человек поменял одежду на более теплую. При этом предлагает внимательно рассмотреть, ощупать осеннюю одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры.
Трудовая деятельность
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
Индивидуальные трудовые поручения;
Работа в группах;
Коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания — последовательные этапы. Осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Индивидуальная работа с детьми
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: