«Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОО».
Консультация для педагогов
«Театрализованная деятельность, как средство нравственно-патриотического воспитания в ДОО».
МАДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида»
Воспитатель: Лямзина Н.П.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы, формируются нравственные принципы. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развиваются и формируются эмоции. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, и является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно то, что театрализованная деятельность способствует тому, что ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал Б.М.Теплов.
Дети всегда готовы играть спектакль. Это их способ познания мира. Но если педагог устраивает театр и приглашает играть в нем, дети испытывают затруднение. Ведь выход на сцену – это уже ответственность перед зрителем. В отличие от спонтанного, естественного театра, в этом театре у актера появляется ряд обязанностей: он учит роль, присутствует на репетициях. Соблюдает какие-то правила, изготавливает атрибуты для спектакля. Несет обязанность хорошо сыграть. Но самое главное: в такой творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он чувствует, что его способности востребуются. Находки используются; он нужен коллективу.
Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Разумеется, лучше всего народные сказки. Русская народная сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из его героев, приобщается к культуре своего народа. Непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б.Кобалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей…».
Именно сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей.
Сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.
Теперь уже никто не сможет рассказать, с каких пор повелось на Руси рассказывать сказки. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти-колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.
Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, сказкам о животных и, конечно же — героическим.
В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей иронии. Самое чудо становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке «У страха глаза велики» или «Не любо – не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное, соединились в таких сказках. Их прелесть в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки – и о животных, и волшебные, и героические – объединяет присутствие магии звука. Это делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и. конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.
Технология использования сказки в играх.
1–й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).
2–й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т.п.).
3–й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.
4–й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжетов сказки, театрализованной игры.
Все игры организуются с учетом основных педагогических принципов:
- Избегать излишней дидактики: эту роль выполнит дидактическая игра, а творческая должна развиваться как свободная деятельность самих детей.
- Воздействовать на ребенка через игру. Воспитатель только на первых порах учит играть, формирует технику игровых действий. В дальнейшем же он играет роль только организатора и регулятора взаимоотношений.
- Развивать игровые способности через продуктивную деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
Народная сказка в системе воспитания дошкольников.
Первая младшая группа:
«Курочка ряба» (обр. К.Ушинского),
«Репка»,
«Колобок»,
«Теремок» (обр. М.Булатова).
Вторая младшая группа:
«Маша и медведь» (обр. М.Булатова),
«Снегурушка и лиса»,
«Волк и козлята» (обр. А.Н.Толстого),
«Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбской),
«Заюшкина избушка» (обр. О.Капицы),
«Лисичка со скалочкой».
Средняя группа:
«Лиса и Журавль» (обр. А.Н.Толстого),
«Бобовое зернышко»,
«По щучьему велению»,
«Девочка Снегурочка» (обр. В.Даля),
«Привередница»,
«Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова),
«Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка»,
«Смоляной бычок» (обр. И.Соколова-Микитова),
«Зимовье»,
«Жихарка» (обр. И.Карнауховой),
«У страха глаза велики» (обр. М.Серовой).
Старшая группа:
«Бабушка, внучка да курочка» (обр.И.Карнауховой),
«Крылатый, мохнатый да масляный»,
«Иван Царевич и Серый волк»,
«Сивка-бурка» (обр. М.Булатова),
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Морозко»,
«Хаврошечка» (обр. А.Н.Толстого),
«Мальчик с пальчик»,
«Липунюшка»,
«Кузьма Скоробогатый»,
«Заяц – хвастун» (обр. О.Капицы),
«Лиса и кувшин»,
«Белая уточка» (обр. А.Афанасьева),
«Волшебное кольцо».
Подготовительная группа:
«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И.Карнауховой),
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»,
«Петух да собака»,
«Мужик и медведь»,
«Царевна-лягушка» (обр. М.Булатова),
«Снегурочка» (обр. В.Одоевского),
«Пузырь, соломинка и лапоть»,
«Мороз Иванович».