Модель занятия по лепке в старшей группе «Дымковская кукла»
Программное содержание: учить лепить дымковскую куклу, пользуясь натурой. Передавать ее выразительные особенности: юбка колоколом, плавно переходящая в верхнюю часть туловища, относительно маленькая головка в шляпке, в руках у куклы муфта. Учить детей лепить куклу из конусообразного куска глины, а во время лепки деталей пользоваться налепами. Развивать творчество, эстетическое воображение. Воспитывать чувство любви, к своим близким, уважение к труду народных мастеров.
Материал: глина, дощечки, стека, салфетки, вода для смачивания и разглаживания деталей.
Демонстрационный материал: фигурка дымковской барышни, картинки с изображением дымковских барышень в разных нарядах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела у нас в группе очень красивую игрушку, вы хотите её посмотреть?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда послушайте стишок и скажите, что это за игрушка.
Посмотри, как хороша, эта девица-душа!
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня уж так красива!
Как лебедушка плывет.
Песню тихую поет.
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята — это кукла, и не простая кукла.
(воспитатель выносит куклу) Ребята, посмотрите, на кого похожа наша кукла.
Дети: на куклу из картинок, которые у нас висят.
Воспитатель: Правильно. Вам нравится эта кукла.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что кукла хочет что-то сказать. (наклоняется к кукле и делает вид что слушает её) Дети, оказывается наша кукла просто потерялась. Она хотела посмотреть наш садик и заблудилась. А её хозяйка маленькая девочка, наверное, сейчас её ищет и плачет. Что же делать?
(Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю не только вернуть куклу, но ещё и сделать кукол другим маленьким детям в подарок. Вы согласны?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, из чего сделана кукла?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, эта кукла ребята сделана из глины. А к какому декоративному виду можно отнести эту куклу?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это Дымковская игрушка. Давайте расскажем, как вы будете лепить куклу, какие приёмы будете использовать? Смогли рассказать, как правильно лепить куклу? (нет) Почему не смогли? (мы не знаем, как мы будем её делать, какие приёмы использовать).
Физминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем по шире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Воспитатель: А что делать, если ты чего-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает) Дымковские игрушки отличаются от других игрушек большим количеством мелких декоративных деталей. Лепят такие игрушки из глины. Затем обжигают в печи, после чего игрушки становится очень твердыми. Потом их расписывают яркими красками. Итак, ребята, а вы готовы вылепит дымковскую куклу для малышей? Тогда будьте внимательны (показ приёмов лепки):
1. Делаем юбку (конус).
Скатываем шар, из него делаем плоский диск, стекой делаем надрез до
середины и делаем конус (юбка готова).
2. Делаем туловище, голову.
Все детали аккуратно примазываем друг к другу.
3. Из валиков делаем руки.
4. Голову куклы украшаем короной (ее мы делаем из валиков).
5. Затем украшаем куклу разными деталями: воротничок на шею, оборка на юбке (для оборки берется кусочек глины: он раскатывается в жгутик, а затем легкими постукиваниями ребра ладони превращается в глиняную «ленточку).
По желанию дети выбирают свой узор на юбке и кофточке.
Воспитатель: Ребята что мы сегодня с вами делали? Из чего мы вылепили кукол? -С чего мы начали лепить куклу? Что мы делали потом?
Воспитатель собирает детей около себя.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? Почему вам это удалось? Ребята, какие красивые куклы у вас получились! Я думаю, что они очень понравятся нашим малышам. Какие вы, молодцы, что смогли сделать такие чудесные подарки. Спасибо вам.