Конспект занятия в подготовительной школе группе «Пейзажи настроения И. И. Левитана»
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить с пейзажем, как жанром изобразительного искусства. Рассказать о творчестве выдающегося русского пейзажиста И. И. Левитана, подвести к пониманию того, что художники не просто изображают природу, а передают свои чувства через состояние природы.
2. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией, показать их изобразительные особенности.
3. Подвести детей и взрослых к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
4. Развивать умение создавать композицию, чувство цвета – самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом, развивать воображение и творческое мышление.
Материалы для рисования: репродукции картин И. И. Левитана, П. И Чаковский «Осенняя песня», альбомный лист А4, акварельные краски, кисточки, салфетки.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, вначале я хочу загадать вам загадки: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, или осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, или снег, что никогда не потемнеет и не растает? Если вы не догадываетесь, я подскажу: на картинах художников-пейзажистов. Изображения природы (лес, луг, река, море, написанные художником, называют пейзажем. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел он один.
Пейзаж – это один из основных жанров живописи – наиболее простой и понятный каждому человеку. Однако понятным он кажется только на первый взгляд. Как только мы начинаем задумываться, так сразу возникает вопрос: а чем отличается живописный пейзаж от фотографии?
Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся сначала, чем отличается пейзаж от портрета.
Что же такое портрет? На портрете изображен человек. Портретист помимо внешнего сходства стремится к передаче внутренних качеств человека.
А на пейзаже наоборот. Если на портрете художник изображает другого человека, то на пейзаже он изображает себя, свое внутреннее видение, свою душу. Только не путать с автопортретом, потому что на автопортрете художник опять же пишет себя как другого человека, то есть, со стороны. А на пейзаже – изнутри. Вот в чем главная разница.
То есть, живописный пейзаж — это не просто картина природы, как думают многие, это картина себя, и в этом смысле он отличается от фотографии. Рисуя пейзаж, художник изображает свою душу. Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж, мы имеем уникальную возможность влезть в чужую кожу, взглянуть на мир чужими глазами. Многие говорят, что никогда не видели чужой души, что чужая душа потемки. Нет! Видели! Тысячу раз видели, когда смотрели на картины других художников. Потому что ПЕЙЗАЖ – ЭТО ДУША!
Вот теперь предлагаю рассмотреть репродукции с картин И. И. Левитана в музыкальном сопровождении (звучит ноктюрн Ф. Шопена, опус 55 фа минор).
— Какие чувства вызывает у них услышанная музыка и картины. Что у них общего?
Искусствоведы считают, что пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картинах гамму чувств, которые в каждом конкретном случае могут быть самыми разными. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия природы.
Исаак Ильич Левитан очень любил природу и писал свои пейзажи так, что, посмотрев на них, мы сразу можем понять, какое душевное состояние было у художника во время работы над картиной. Поэтому картины Левитана часто называют «пейзажем настроения». Судьба Левитана была печальной и счастливой одновременно. Печальной потому, что он прожил короткую жизнь (неполных сорок лет) и испытал нужду и раннюю потерю близких. А счастливой судьбу Левитана можно назвать потому, что он через всю свою жизнь пронес удивительную любовь к природе, например, к деревьям художник относился как к существам, способным чувствовать: в дни весеннего пробуждения – радоваться и тянуться к солнцу; перед наступлением холодов – грустить, роняя листву, и становиться печальными под тяжестью прогибающего их ветки снега; занимался любимым делом, его работы являются гордостью нашей живописи. Он был признанным мастером своего дела.
2. Практическая часть
В мастерской у художника есть неоконченные работы, которые он не успел дорисовать, но мы не станем дорисовывать и копии рисовать тоже не будем. Сегодня мы с вами нарисуем пейзаж, но необычным способом. Называется этот нетрадиционный прием изображения «монотипия» (от греч. monos – один, единичный и typos – отпечаток) – разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Получить изображение в технике монотипия очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить пополам. Чтобы изобразить пейзаж, краску следует наносить целенаправленно, т. е. выбирать цвета для обозначения неба, деревьев, водоема. После нанесения краски лист бумаги необходимо смочить водой. Это поможет получить сочные пятна, предающие образ природы. Диатипия (греч. Dia – сквозь, через) предполагает работу на двух листах, один из которых основной, другой вспомогательный. Краска наносится на лист бумаги, накрывается другим листом, проглаживается, после чего лист снимается. Характер пятна зависит от того, как снять лист: если сверху вниз, то пятно получается статичным, если от угла по диагонали, будет преобладать динамика (например, «ветер»). После получения отпечатка детали могут прорисовываться дополнительно (деревья, кусты и т. д.).
Показ приема изображения отдельных элементов рисунка в данной технике.
Написание пейзажа – это очень тонкая работа, она требует большой проработки деталей и безупречного чувства композиции.
А теперь я предлагаю придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику. Рисование под классическую музыку.
3. Итог занятия
Все рассматривают получившиеся пейзажи, выставка картин.
Обмен мнениями: что особенно понравилось, что вызвало затруднения, пожелания и т. д.
До свидания! Спасибо за внимание!
Выставка репродукций картин И. И. Левитана. Воспитатель читает стихотворение. (Дети и взрослые еще раз рассматривают картины).
Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён. (Повещенко О.)
Художник, так же, как поэт.
Сюжет в себе переживает.
Он оставляет в душах след.
Хоть о последствиях не знает.
Вблизи посмотришь, так мазня.
Всё так наляписто и криво.
А отойдешь, поёт душа.
В картине всё играет мило.
Там каждый штрих или мазок.
Душой художника сияет.
И чем древней картины срок.
Шедевр бесценность обретает.
Ведь то, что писано душой.
Храниться будет в душах вечно.
Как смерть не властна над строкой.
Творец живёт пусть бесконечно.
Шедевры пусть свои творит.
Чтоб Мир наш стал намного ярче.
Уж утро, он ещё не спит.
Творит, чтоб стали мы богаче.