Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Осень в гости к нам пришла».
ЦЕЛЬ: формировать представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью.
Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя. Продолжать учить понимать загадки и находить отгадки. Закрепить пользоваться сенсорными эталонами. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Учить работать вместе, сообща. Согласовывать движения с речью. Развивать связную речь, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, сообразительность, активность. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал: игрушка зайчика, макеты ёлок и деревьев, разноцветные листочки.
Ход занятия.
В круг ребята становитесь,
И все за руки беритесь.
Вы послушайте загадку,
И скажите мне отгадку.
Загадка:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся.
Это время года как у нас зовётся? (Осень).
Создание позитивного настроения.
Осень в гости к нам пришла (дети маршируют на месте)
Всем подарки принесла (разводим руки в стороны)
Бусы красные – рябине (показываем бусы, проводя руками по шее)
Фартук розовый – осине (показываем руками фартук)
Зонтик жёлтый – тополя (показываем, что в руке зонт)
Разноцветная земля (разводим руки в стороны).
— Дети, а что у меня в руках?(Зонт)
— А для чего нам нужен зонт?(Укрыться от дождя).
— Когда наступает осень, часто идут дожди. Дождь бывает сильным, проливным, громким, называется он ливень. А бывает спокойным, тихим, моросящим. Давайте с вами поиграем в дождик? Предлагаю вам присесть на стулья. Я буду называть, какой идёт дождь, а вы будете топать ногами: если сильный – ливень, топаем громко и быстро, а если тихий, то потихоньку.
Игра: «Дождик».
— Дождик закончился, но подул ветер, срывая листочки.
Дыхательная гимнастика: «Ветер».
— Дети, давайте подуем как ветер. Набираем воздух носиком и выдыхаем ртом.
«Осенние листочки»
— А теперь закройте глаза и превратимся в осенние листочки. Листочки кружатся, летят и ложатся на землю. (Дети кружатся и бегают на носочках, приседают и замирают).
— Ой, посмотрите, сколько листьев на коврике.
— Сколько же их здесь? (Много).
— А какие они все разные.
— Какого цвета здесь листочки? Лена скажи нам. (Желтые, зелёные, красные).
— А почему листочки стали опадать?
— Что случилось, как вы думаете? (Наступила осень, листопад).
— Ветер разбросал листочки. А мы их соберём.
— Перед вами деревья трёх цветов. – Какого цвета? (Жёлтого, зелёного, красного).
— Вам нужно разложить листья под деревья по цвету.
Дидактическая игра: «Разноцветные деревья».
(Дети раскладывают листочки у дерева – жёлтые к жёлтому, красные к красному, зелёные к зелёным).
— Молодцы, дети. Все листочки собрали и разложили правильно. А у меня один листочек остался. Он хочет с вами поиграть. Вы будете передавать осенний листочек друг другу и говорить, что бывает осенью.
Речевая игра: «Назови примету».
(Дети передают листок и называют осенние приметы).
(Листья на деревьях пожелтели; часто идут дожди; птички улетают; надо теплее одеваться; животные делают запасы).
— Ой, ребята, а кто это спрятался под ёлочкой? (Зайчик).
— Дети, хотите с зайчиком поиграть и превратиться в зайчат? (Да).
«В круг ребята становитесь
И все за руки беритесь».
Подвижная игра: «Зайка серенький сидит»
-Ребята, давайте еще с зайкой поиграем
Дидактическая игра: «Когда это бывает?» (Вопросы для игры).
Идёт холодный, мелкий дождь когда? (Осенью).
Жарко светит солнце когда? (Летом).
Желтеют и краснеют листья когда?(Осенью).
Купаются и загорают на реке когда?(Летом).
Опадают с деревьев листья когда?(Осенью).
Собирают урожай овощей и фруктов когда?(Осенью).
Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? (Летом).
Птицы улетают на юг когда?(Осенью).
— Зато, что вы хорошо отвечали и правильно, Зайчик вам дарит красивые листочки.
Итог занятия:
— О каком времени года мы говорили?
— Дети, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?