Консультация для родителей
Консультация для родителей
«Роль дидактических игр для детей
во 2 младшей группе».
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №82»
Лямзина Н.П.
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Н.К. Крупская в статье «Роль игры» в сборнике «О дошкольном воспитании» писала: «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для школьников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, числовые отношения, изучает растения, животных».
Программа воспитания в саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений о закреплении представлений об окружающей жизни.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
– с игрушками и предметами;
– настольно–печатные;
– словесные.
В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и, наоборот, – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Дидактическая игра в педагогическом процессе – это средство закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.
В дидактических играх детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. Психолого–педагогические исследования, проведенные в последнее время, показали, что у ребенка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств, воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений (в том числе математических), понимание простейших связей и их взаимозависимостей».
В математической подготовке, предусмотренной новой программой, наряду с обучением детей счету, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических формах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. Такой комплекс задач далеко выходит за рамки развития у детей только счетных навыков и умений и по существу является программой математического развития. Она должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно–чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладевать навыками счета, измерения, т.е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые связаны с изучением данной темы, должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной работы с детьми, т.е. обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Этому должны соответствовать и методы педагогического руководства деятельностью детей, направленные на обогащение и закрепление элементарных математических знаний и умений, усвоенных дошкольниками на занятиях.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно–ролевые и др.
Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.
Дидактические игры математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: <один> и <много>; о равенстве предметов, понимать выражения: столько – сколько, поровну, по одному –много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее –короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, больше –меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь. Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня.
Дидактическая игра «Найди игрушку» дает возможность в новых связях закреплять знания <один> и <много>. Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу и т.д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка.
Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача – выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек» дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия. В дидактической игре «Оденем кукол» дети в процессе выполнения установленных правил узнают значение слова «сколько». Раскладывая одежду около кукол, дети закрепляют количественные отношения «Больше», «меньше», «поровну». Например, рубашек больше, чем кукол, а платьев поровну. Надо чтобы в игре дети, не молча выполняли задание, а рассуждали и называли одежду.
Игры эти могут несколько раз повторяться с постепенным усложнением правил и дидактической задачи.
Для закрепления знаний о величине можно провести дидактическую игру «Одень кукол красиво». Дети садятся в круг. Воспитательница просит ребенка принести куклу. «Кукла пойдет с детьми гулять, и ее надо одеть»,– говорит воспитатель. Отдельным детям поручается принести одежду для куклы (платье, пальто, шапку).
Воспитатель заранее подбирает платье или пальто маленького размера. Ребенок, которому поручено надеть кукле платье, конечно, не может этого сделать, так как платье мало, приносят другое и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока кукла не будет одета. Дети путем промеривания одежды закрепляют понятия «шире – уже», «длиннее – короче». Понятия «большой» и «маленький» дети смогут закрепить в дидактической игре «Спрячь шарик в ладошки». На стол кладут много шариков различной величины. Воспитательница предлагает полюбоваться разноцветными шариками, а затем просит ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. «Хорошо Володя спрятал шарик, совсем не видно. А теперь ты, Наташа, спрячь зеленый шарик» (подает большой шар). Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами захватить весь шар. Воспитательница прости других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар, «Зеленый – большой шар, – говорит воспитатель, – и его трудно спрятать, а красный – маленький, его легко спрятать». Дети сравнивают шарики.
Игру можно усложнить. Один ребенок закрывает глаза и протягивает руки, соединенные вместе, к воспитателю. Она кладет шар в ладони и просит ребенка сказать, большой он или маленький, или ребенок протягивает руки за спину и отгадывает, какой шар положен в ладони. Повторяя игру, воспитательница фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара и закрепить словами «Шар большой», «Шар маленький». Можно эту игру дать на закрепление знаний «Этот шар больше, этот меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные.
Умение соотносить количество звуков и предметов можно закреплять в играх «Правильно считать по звуку», Сколько раз воспитательница ударит в бубен – столько ребенок должен принести кукол. В этой игре развивается и слуховое восприятие детей. Нужно учить детей в различной игровой ситуации сравнивать определенное число предметов с числом их изображений на карточке, рассказать о равенстве множеств.
Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний о форме, величине, нахождении сходства и различия между предметами, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры. Например, знакомя детей с формой, вначале предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. Второе задание в игре дается с усложнением – на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле – большой мяч), и т.п.
Следующее задание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы различной формы: мяч, шар, кольцо – круглой формы; кубик, пирамидка, флажок –треугольной формы. Затем раздает детям карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и просит положить свою карточку около похожего предмета. У некоторых детей останутся лишние карточки с нарисованными предметами различной формы. Вместе со всеми детьми воспитатель ищет в групповой комнате похожие предметы, которые изображены на корточках. Воспитатель предлагает вместе м ним пойти по групповой комнате и поискать, что из окружающего похоже на формы, изображенные на карточках. Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания.
Программа по элементарным математическим представлениям перед детьми второй младшей группы ставит задачу научить детей различать пространственные направления от себя (вперед, назад, направо, налево). Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом.
Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры.
Детям четырех лет легче усвоить пространственные ориентировки, когда они видят предмет, движущийся в нужном направлении. Например, в игре «Прокати шарик» воспитатель ставит дидактическую задачу прокатить шарик вперед, а затем назад. На протяжении всей игры воспитатель подчеркивает эти слова (например, «Вот как хорошо катится Машин шарик вперед, а давайте посмотрим, как он будет катиться назад»). Более сложная дидактическая игра «Что изменилось». Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка, а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле.
В IV квартале учебного года по программе дается повторение пройденного. Воспитатель особенно внимательно должен подобрать дидактические игры и там, где возможно, использовать в различных вариантах игр природный материал (овощи, фрукты, цветы, листья, злаки и т.д.).