Консультация для родителей
«Способы формирования физического здоровья дошкольников в ДОУ»
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Наша с вами задача -научить ребёнка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира.
Обычно взрослые оберегают ребёнка: встал с постели — помогают одеться, за ручку к умывальнику (стой как кукла – умоют), сел за стол – все накрыто; вышел на улицу ведут, несут, а чаще везут, упал – поднимут.
А если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками? При этом маленький человек учится определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками. Крепнут мышцы пальцев, кистей, плеч, спины и брюшного пресса, ребёнок становится гибким, ловким, находчивым.
А физически развитому малышу хочется двигаться всё больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше. Поэтому в нашем ДОУ организована система физкультурно-оздоровительной работы, удовлетворяющая потребностям детей в разнообразных движениях.
Для полноценного физического и психического здоровья ребёнка работа в детскому саду построена в следующих направлениях:
1) Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (развивающая среда в группах – физкультурные уголки, в физкультурном зале и на участке детского сада), ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников;
В каждой группе должен быть оборудован «Уголок здоровья». В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками:
- «Сухой аквариум». Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
- Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.
- Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
- Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
- Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
- «Сухой бассейн». Позволяет добиться качественной релаксации и тренировки различных мышечных групп.
- «Сухой дождь».
2) Повышение профессионального мастерства педагогов;
3) Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ: воспитателями, физкультурным руководителем, медицинским персоналом, руководителями детского сада, родителями;
4) Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий. Например, реализуя оздоровительный проект «Крепыш» были введены занятия по детскому фитнесу, направленные на эффективное развитие двигательных функций дошкольников и способствующие формированию осознанного отношения детей к здоровью.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
- Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
- Спортивные и подвижные игры;
- Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
- Физкультурные занятия;
- Гимнастика после сна;
- Точечный массаж;
- Спортивные праздники, развлечения;
- СМИ (ситуативные малые игры — подражательная ролевая имитационная игра);
- День здоровья.
III. Технологии музыкального воздействия.
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия.
Одним из способов формирования физического здоровья детей является соблюдение режима. Однако неправильно понимать режим как жёсткий распорядок дня с обязательным, ежедневным повторением всех событий в строго установленное время. Рациональный (а значит, оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким.
Ежедневно во всех группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Для соблюдения комплексных мер закаливания необходимы:
Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;• Рациональная (неперегревающая) одежда детей; Соблюдение режима прогулок во все времена года; Гигиенические процедуры (умывание, обтирание шеи и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание ртаВоздушное закаливание после сна; Соблюдение режима прогулок во все времена года;
Двигательная активность – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность. Формирование двигательной активности должно стать одним из обязательных компонентов режима дня. Повышенный режим двигательной активности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребёнка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма; обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений.
Формированию физического здоровья дошкольников способствует:
1.Использование разнообразных вариантов проведения физкультурных занятий.
2.Использование разнообразных методических приёмов и способов организации детей с цель повышения моторной плотности занятий
3.Использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения для повышения активности детей
4.Самостоятельные занятия.
5.Занятия серии «Здоровье»
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство — движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь.