«Воспитание нравственно эстетических чувств к природе средствами художественной литературы»

«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безгра­ничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», — писал В.А. Сухомлинский.

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способности воспринимать, чувствовать природу, сопоставлять наблюдаемые явления с художественными образами, мотивированно оценивать их.

Дошкольники знакомятся с живой и неживой природой. У них создаются представления о сезонных изменениях в природе, о жизни животных (диких и домашних), растений. У старших дошкольников на основе полученных знаний формируются реалистическое понимание природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать и оценивать явления природы.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие с ней, и передает их в различных видах художественной деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, воплощает явления природы, используя выразительные средства художественного слова.

Разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ре­бенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например «Лесные домишки». «Чей нос лучше», «Чьи это ноги?» В. Бианки, «Золотой луг», «Разговор деревьев» М. Пришвина, «Волчишко», «Еж», «Медвежонок», «Четыре художника» Г. Скребицкого, «От весны до весны» И. Соколова-Микитова и др.

Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям интересное в самом казалось бы неприметном. Они написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу. Пришвин передает свои знания и любовь к детям.

Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помо­гают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразитебльно-выразительных средств, как ритм, рифма, звуковая инструментовка (аллитерация, ассонанс, звукоподражания). Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания, эмо­циональных ассоциаций. Настроение в стихах передается особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребенок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произве­дения не только обогащают знаниями, они воспитывают, как отмечал К.Д. Ушинский, «чутье к звуковым красотам русского языка».

Интересен и своеобразен цикл стихов С.Я. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные признаки каждого месяца. («Дуют ветры в феврале». «Рыхлый снег темнеет в марте» и т.д.), говорится о труде человека в разное время года («Сенокос в июле», «Ясным утром сентября хлеб молотят села» и Т.д.)

У каждого месяца — своя примета, своя поэтическая тема. В одних стихах преобладают трудовые мотивы (сентябрь), в других — пейзажные (июнь). От месяца к месяцу идет смена впечатлений — поэтическое открытие ребенком ок­ружающего мира.

В отличие от повествовательного жанра (рассказа), где на первом месте фабула, развитие действия в поэтическом жанре воспринимается, прежде всего, настроение, характер передачи темы.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и совершенст­вуется в речевой деятельности (рассказывание, чтение наизусть, словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством педагога.

В нравственно-эстетическом воспитании детей очень важно освоение новых знаний, умений, навыков. Это осуществляется как в процессе непосредственных наблюдений за явлениями природы, так и в различных формах художе­ственно-речевой деятельности. Один из методов, способствующих этому, — целевые экскурсии. Смысл их в том, чтобы научить детей видеть красоту родной природы, всматриваясь в нее, расширять представления о природном окружении.

Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, во всем многообразии их связей и отношений, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна — набухание почек, появление первой, быстро зеленеющей травы, подснежников, цветов мать-и-мачехи. Дети любуются се­ребристыми сережками ольхи, ивы, вспоминают вместе с воспитателем поэтические образы природы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю. Коринца и др. Слышат щебетание птиц («Зачирикал воробей веселый на крыше»).

Помимо целевых экскурсий к месту цветущих лип, на зеленую цветущую полянку и т.д., наблюдения за природными явлениями можно осуществлять на ежедневных прогулках. Следует обратить внимание детей на разное состояние погоды — дождь или яркое, теплое солнце, при приближении грозы — быстро наплывающие тучи, поднимающийся порывистый ветер, раскаты грома, сверкающая молния. Осенью педагог привлекает внимание детей к разноцветной окраске листьев: на березе — желтые, на осине — красновато-бурые, ярко- красные; предлагает собрать опавшие листья, составить из них букеты.

Эстетическое, нравственно-эмоциональное восприятие природы усилива­ется благодаря художественному слову, помогающему почувствовать красоту окружающего мира, увидеть неисчерпаемое разнообразие красок. Например, при рассматривании березы можно вспомнить стихотворение П. Прокофьева «Люблю березу русскую, то светлую, то грустную», при рассматривании осины — стихотворение И. Токмаковой «Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мерзнет в жару ...», при наблюдении за цветами — загадать загадку «Стоит в саду кудряшка, сердечко золотое, что это такое?» (ромашка), при на­блюдении за порхающей бабочкой — «Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» и т.п. Стихи, загадки вызывают у детей желание узнать больше об окружающем, выяснить непонятное, развивают чувство доброго, бережного отношения к приро­де, ко всему живому.

Рассказы о природе обогащают речь детей образными выражениями, красочными эпитетами, сравнениями. Беседуя о прочитанном, важно обращать внимание на своеобразие авторской речи, на ее метафоричность. Например, знакомя детей с рассказом М. Пришвина « разговор деревьев», можно спросить:

Как автор рассказывает о солнечном дне летом? («Лепетали осинки, важно раскачивались папоротники...»)

Как говорится о солнечном дне осенью? («Разноцветные осинки будто вышли на солнышко погреться...»)

Что говорит автор о весеннем дне? («Береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая вышла на полянку, как зеленая свечка, зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками...»).

Детям важно помочь понять метафору, почему автор говорит, что осинки «лепетали, вышли на полянку, перекликались». Поняв и запомнив образные объяснить выражения, дошкольники используют их в своей речи.

Эмоциональное отношение к природным явлениям, развитие нравственно-этических чувств, обогащение словарного запаса еще более эффективно осуществляется при ознакомлении с поэтическими произведениями и разучи­вании их наизусть. Стихи о природе раскрывают в поэтическом образе то, что остается ребенком незамеченным при наблюдении окружающих явлений. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслу­шиваться в поэтическую речь, обогащают собственную речь ребенка.

Художественная литература открывает ребенку удивительный, прекрас­ный и многообразный мир.

Знакомя детей с произведениями о временах года, следует показать раз­нообразие писательского мастерства при передаче образа весны, осени, зимы, лета. Чувство восхищения красотой, поэтичностью родной природы вызывает у нас рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника». Праздничное, радостное чув­ство мы испытываем, читая стихотворение И. Бунина «Листопад», и, наоборот, задумчиво-грустное при чтении стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Восхищение картинами зимней природы и в то же время сожаление («Стали дни короче, солнце светит мало») вызывает поэтический образ зимы у И. Сурикова.

Важно помочь ребенку почувствовать и понять настроение стихотворе­ния, характер художественного образа, научить передавать основную автор­скую тональность. Так, читая «Сельскую песню» А Плещеева, передать радость от прихода весны, появление зеленеющей травки, блеска солнышка, возвраще­ния ласточек из теплых краев. При чтении «Поет зима — аукает» С. Есенина ин­тонацией подчеркнуть тревогу, волнение за зимующих птиц («Воробушки иг­ривые, как детки сиротливые, прижались у окна»).

При разучивании стихотворения ребенку нужно помочь понять художе­ственный образ, музыкальность стихотворной речи, помочь разобраться в смысле каждой фразы, чтобы избежать бездумного проговаривания текста, научить пользоваться смысловым ударением, паузами, интонацией, соответст­вующими содержанию.

Развивать умение выразительно, эмоционально рассказывать о природ­ных явлениях помогают занятия по пересказыванию литературных произведе­ний, например «Купанье медвежат» В. Бианки, «Медвежата» Е. Чарушина.

В результате слушания художественных произведений, разучивания наи­зусть, пересказывания обогащается образное мышление, становится вырази­тельнее детская речь. Все это проявляется, совершенствуется и закрепляется в творческих рассказах, которые свидетельствуют о степени развития самостоя­тельности художественно-речевой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте возможны разные виды творческого рассказывания о природе: по картинкам («Забавные зверюшки»), составление сюжетных рассказов на основе непосредственного восприятия природных яв­лений на прогулке, экскурсии («Воробьишкина весна»), на базе знаний, полу­ченных в результате бесед, чтения книг о природе.

Свои наблюдения за природными явлениями, знания, полученные на за­нятиях, дети отражают в своей самостоятельной творческой деятельности. Не­редко они сами придумывают загадки:

«Бежит-бежит, не выбежит, течет-течет, не вытечет» (ручеек);

«Самый ранний, голубой, появляется весной» (подснежник);

«Жужжит, а не жук, летит, а не бабочка, сядет на цветок, сладкий сок пьет» (пчела);

«На ножке стоит, как колокольчик звенит» (колокольчик);

«Зеленая ножка, белая головка, желтый глазок» (ромашка);

«Зеленое платьице, красная головка» (мак);

Творчество детей свидетельствует о том, что они приобрели определен­ные знания о природных явлениях, научились выражать свои мысли и чувства.

Литература

1. Никаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном дет­стве. М., 1995

2. Николаева С.Н. Экологической воспитание детей дошкольного возрас­та. М., 1991

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985

4. Бондаренко А.К. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2002

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия. М., 1996

8
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!