«Знакомство с гласными звуками ы и и» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

«Знакомство с гласными звуками ы и и»

Конспект ОД по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатели: Бедрединова А.И.

Музафярова Л.Г.первой

квалификационной категории

ноябрь, 2024

«Знакомство с гласными звуками ы ии»

Цель:Учить выделять звуки [и] и [ы] из речи. Познакомить с буквами ы, и, И.

Задачи:

Образовательные:

— расширить знания детей о многообразии звуков родного языка;

— познакомить детей со звуками [ы], [и], закрепить навык правильной артикуляции звука;

— совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных во множественном числе).

Развивающие:

— развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели;

— развитие фонематического слуха.

Воспитательные:

— продолжать воспитывать навыки самостоятельности, активности, инициативности;

— воспитывать навыки взаимопомощи.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами Ы, И, и.

Раздаточный: тетради, простые карандаши, цветные карандаши, фишки-призы.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста ко мне. Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг)

Воспитатель: Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем. (Дети садятся за столы)

2.Основная часть.

Воспитатель: Сели красиво, спинки прямые, ножки вместе.

- Давайте вспомним, какие звуки мы знаем? (гласные и согласные).

— Почему мы называем гласные звуки? (Мы их можем пропеть, можем их тянуть).

— А можем пропеть согласные? Почему? (Нет, мешает преграда – губы или язык мешает воздуху свободно пройти).

-Чем отличаются звуки от букв? (Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

-Каким цветом обозначаем гласные, согласные? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым).

Знакомство со звуком Ы.

Воспитатель:Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком. Послушайте стихотворение:

МЫшки вЫшли из норЫ,

ГрЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.

И конфетЫ и бобЫ,

И котлетЫ и грибЫ.

Воспитатель: — Какой звук звучал чаще других? Да, верно, звук [ы].

Воспитатель: Какой это звук, его можно пропеть?

Дети: (да).

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: (гласный).

Воспитатель: Звук [ы] у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине в конце слова. Обозначается этот звук буквой Ы, (выставляет на доску карточку с буквой Ы). Заглавной буквы Ы, в русском языке нет.

Воспитатель:Звук [ы] — волшебный, не верите? Если звук [ы] спрятался в конец слова, то он сразу же превращает один предмет во множество предметов. Ребята, хотите поиграть?

Дети: (да)

Воспитатель: Игра называется «Один – много».

Я называю один предмет, а вы много: цветок — цветы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, бобр- бобры.

Звуковой анализ слова «сыр».

Воспитатель: - Сколько слогов в слове СЫР? (один). Назовите первый звук? (с) Какой он? (согласный твердый, обозначается синим цветом). Второй звук? (ы). Какой он? (гласный, обозначается красным цветом). Третий звук? (р) Какой он? (Согласный твердый, обозначается синим цветом). Определим ударный звук.

Воспитательзаписывает слово СЫР на доске. Дети записывают слова в своих тетрадях. У доски один ребенок выполняет звуковой анализ слова. Дети в тетрадях обозначают звуки цветными карандашами.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ногами все потопали
Руками все похлопали
Раз присели, два присели,
Три нагнулись и достали
Рукой левою носок,
Рукой правой потолок
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Повертелись, покружились
На места свои уселись.

Воспитатель:Сели красиво, спинки прямые, ножки вместе.

Знакомство со звуком И.

Воспитатель:-Послушайте ещё стихотворение:

Игорёк Играл на скрИпке,

НИне он дарИл улыбкИ.

Игорьку Играла НИна

На красИвом пИанИно.

А ИрИна этой паре

Подыграла на гИтаре.

Воспитатель: Какой звук звучал чаще других? Да, верно, звук [и].

Воспитатель: Какой это звук, его можно пропеть?

Дети: (да).

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: (гласный).

Воспитатель: Этот звук может находится в начале, середине и в конце слова. Обозначается этот звук буквой И ( выставляет на доску карточку с буквой И заглавной и строчной). Буква И может стоять в начале слова, тогда она будет заглавной. В каких случаях она будет писаться с большой буквы? (имена, названия). Этот звук тоже волшебный, как и звук Ы, он тоже превращает один предмет во множество предметов, если стоит в конце слова.

Ребята, давайте поиграем в игру:

мяч – мячи, носок – носки, шапка – шапки, вилка – вилки, ложка – ложки, чашка – чашки.

Звуковой анализ слова «лимон».

Воспитатель: Сколько слогов в слове лимон?

Дети: (два).

Воспитатель: Назовите первый звук? (ль) Какой он? (согласный мягкий, обозначается зеленым цветом). Второй звук? (и). Какой он? (гласный, обозначается красным цветом). Третий звук? (м) Какой он? (Согласный твердый, обозначается синим цветом). Четвертый звук? (о) Какой он? (гласный, обозначается красным цветом). Следующий звук? (Н) Какой он? Согласный твердый, обозначается синим цветом). Определим ударный звук.

Воспитательзаписывает слово ЛИМОН на доске. Дети записывают слова в своих тетрадях. У доски один ребенок выполняет звуковой анализ слова. Дети в тетрадях обозначают звуки цветными карандашами.

Игра «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям придумать слова сначала со звуком [ы, а затем со звуком [и].За каждый правильный ответ дети получают фишки.

III. Подведение итогов:

— С какими звуками вы сегодня познакомились? (ответы детей)

— Можно ли эти звуки петь? (ответы детей)

— Как называются звуки, которые поются? (ответы детей)

— Что вам понравилось больше всего на занятии? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями.

23
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!