Модель занятия по окружающему миру «Планета Земля в опасности» в подготовительной группе
Программное содержание: формирование экологической культуры дошкольников. Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки — твёрдая земля – суша, где живут люди! Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: люди, животные, насекомые. Всем живым существам нужна чистая вода, земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней обращаться.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением планеты — Земля, рассматривание глобуса, чтение литературы о планете Земля, заучивание стихотворений о воде, воздухе.
Материал и оборудование: Большой мяч (шар) голубого цвета, плакат SOS, таблица «Хорошие и плохие дела», вырезанные картинки материков, цветные карандаши.
Методы и примеры:
1. Приветствие
2. Организационный момент (загадка, стих)
3. Рассказ – беседа «Планета Земля»
4. Физкультминутка
5. Работа с таблицей «Хорошие и плохие дела»
6. Рефлексия
Ход занятия:
Дети входят в зал, становятся в полукруг.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро!- солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
Доброе утро, уважаемые гости!
Загадка:
Планета голубая,
Любимая родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля).
Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг -
Тут речка, там зеленый луг.
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
Воспитатель: Дети, мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется Земля. Какая же она – наша Земля?
Дети: круглая, большая.
Воспитатель: Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Посмотрите – это глобус, макет Земли. А давайте сделаем с вами самодельный глобус, который будет изображать Землю. Возьмём большой голубой мяч – это и будет планета Земля. Что же есть на нашей планете?
Дети: моря, океаны, леса.
Воспитатель: Правильно. Ещё на нашей планете есть два полюса. Один полюс Северный, другой – Южный. Северный – сверху, Южный – снизу. Мы их обозначим вышками.
Северный – синей, Южный – красной. Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, знаете, как называются некоторые из них?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Мы взяли голубой шар, так как большая часть Земли покрыта водой, потому нашу планету называют голубой, голубой цвет похож на воду. А что есть ещё на нашей планете кроме воды?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Среди океанов есть участки твердой земли – это материки, суша. Я вырезала их из бумаги и сейчас буду их называть и показывать (показывает детям материки, прикрепляет их).
Вот это самый большой материк — Евразия. Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу (дети помогают приклеить изображение)
Вот следующий материк – Африка. Вы что-нибудь знаете про Африку, слышали про неё?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Африка расположена посередине Земного шара, немного ближе к Южному полюсу. Следующий материк — это Америка. Она состоит из двух частей: верхняя часть — Северная Америка, нижняя — Южная Америка. Она протянулась по всему земному шару — от Северного полюса к Южному (приклеить картинку). Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы детей). Оба полюса — это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдом. Он так и называется — Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша — материк, который из-за холода так же покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида. Давайте её приклеим на наш глобус (показать детям и приклеить). Остался последний материк — это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (Ответы). Это суша, как большой остров, окружена со всех сторон океаном (приклеить). Теперь посмотрим на наш глобус. Как выглядит земной шар? Чего больше на нашей планете Земля: воды или суши?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши. Кто же живет в морях и океанах?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А на суши живет кто-нибудь? Кто же?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, на всех материках обитаем много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема — Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут там жить. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана, об этом мы поговорим в другой раз. А сейчас надо закончить изготовление глобуса: моря и океана у нас голубые, сушу надо тоже раскрасить. Там где она постоянно покрыта снегом, оставим её белой. Покажите, какая суша останется белой (дети показывают). А всю Европу, Азию, Австралию, часть Северной и Южной Америки мы закрасим зеленым цветом, потому что здесь растут растения. В средней части земного шара (показать широкий пояс экватора) совсем наоборот, чем на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает, в Африке жарко или холодно?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, там очень жарко. В Африке много пустынь покрытых песком, нет воды и мало растений. Давайте большую часть Африки закрасим желтым цветом. Юг Северной Америки тоже весь в пустынях. Вот теперь наш глобус получился разноцветным. (Дети рассматривают и любуются глобусом). А где же на земном шаре живем мы? Где наш материк, где на нём место, которое занимает наш город (ответы детей) Как называется наш город?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как называется наша страна, наше государство?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Наше государство- Россия- расположено вот на этом материке- Евразия.
Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется столица России?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Смотрите, где она находится. Я сюда приклею красную звёздочку и напишу — Москва. А где же находится город, в котором мы с вами живём? (нарисовать кружок, написать название города). Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нём находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.
Воспитатель: На всех материках живут живые существа: люди, животные, растения. Но наша Земля в опасности! Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух — его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и их загрязняют, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные и растения, болеют люди, гибнет природа, гибнет все живое. Планета просит помощи. Вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу – SOS.
Физ. минутка:
«Ветер тихо клён качает»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Воспитатель: Дети, я говорила, что наша планета в опасности, что она просит помощи. (Воспитатель показывает плакат с сигналом SOS. Этот сигнал- призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей Земле? Чтобы помочь ей, надо учиться любить природу, научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, насекомые, звери, растения. Этим занимаются люди, которые называются экологи. Повторите все вместе — ЭКОЛОГИ. Хотите стать маленькими юными экологами? Тогда мы будем читать с вами книги о природе, делать добрые дела и тогда вы научитесь любить и понимать природу и будете учить других людей помогать нашей планете. Посмотрите на картинки и расскажите, как человек влияет на природу. Отметьте в квадратиках знаком «+» то, что хорошо, знаком «-» то, что плохо.
Рефлексия:
Воспитатель: На что похожа наша планета Земля? Почему нашу планету называют голубой? Почему Земля в опасности?