Родительское собрание Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Родительское собрание во второй младшей группе:
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
Форма проведения: семинар – практикум.
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- воспитывать культуру общения;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Повестка дня:
1.Приветствие:
2.Показ деятельности с детьми; ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ с предметами и без предметов
3.Теоретическая часть: Совсем немного науки о развитие речи детей 3-4 лет;
4.Практическая часть: Как же все-таки помочь развивать речь ребенку?;
5.Общие вопросы
Ход собрания
Приветствие: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: — О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
А сейчас мы вам предлагаем посмотреть образовательную деятельность по развитию речи с нашими детками.
Показ деятельности с детьми
Обсуждение: Поделитесь своими впечатлениями от просмотра занятия.
Теоретическая часть: Совсем немного науки о развитие речи детей 3-4 лет
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- — Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- — А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- — Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
В младшем дошкольном возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.
Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.
Из того, что должен уметь ребенок этого возраста, следует выделить следующее:
- Малыш должен полностью понимать речь взрослого человека (папы, мамы).
- Запас слов к достижению трех-четырех лет становится довольно большим и в нем присутствуют уже не только существительные, но и прилагательные, глаголы и даже предлоги и наречия. Ребенок 3-4 лет постоянно говорит, задает самые необычные и каверзные вопросы – вот почему это называется «возраст Почемучек».
- Помимо разговорной речи, малыш уже знает все основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый, отличает большой предмет от маленького и знает различия между кругом и квадратом. А вот цифры и буквы в этом возрасте знать совсем не обязательно, их время придет в 5-6 лет.
Речь — это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
— речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
— речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
— овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Особенности развития речи у детей 3-4 лет
Не следует ожидать от трехлетки идеального произношения, даже если очень хочется. И пускай соседская Машенька уже разговаривает как взрослая, ваше чадо развивается так, как заложено природой, но это не означает, что на процесс никак нельзя повлиять. Существуют различные методики, позволяющие речи развиваться активней.
Кроме того что должен уметь произносить ребенок, есть и то, что он может себе позволить не уметь, по крайней мере пока:
1.До идеально построенного грамматически слова еще далеко и дети часто путают, заменяют или вообще теряют приставку, корень или суффикс, делают неверное ударение. Это позволительно для возраста 3-4 лет, постепенно слова приобретут правильный вид. К примеру, малыш может говорить: «мы рисоваем сову», «у меня болит нОга», «этот собачка хорошая».
2.У трехлеток довольно часто имеются проблемы с произношением шипящих Ш, Щ, Ч, а также других звуков С, З, Ц, Р. Кроме этого, слога могут заменяться или некоторые вообще быть выброшенными из слова. Например: весипед (велосипед), масына (машина), абака (собака). Так что искажение, пропуски или неверное употребление этих букв – норма для маленьких детей.
3.Ребенок может говорить не особенно внятно, но понятным в общем контексте языком не только для родных, но и для посторонних людей.
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное; называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:
1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.
2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.
3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.
4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.
5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
У вас на столе карточки. Мы предлагаем ознакомиться с написанным и выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста:
-Формирование звуковой культуры речи.
-Обогащение словарного запаса.
— Формирование грамматического строя речи.
— Обучение рассказыванию, связной речи.
— Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в Детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Практическая часть: «Как же все-таки помочь развивать речь ребенку?»
1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть;
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как вы думаете, уважаемые родители, как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным?
Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (Родителям предлагается поиграть в сказку «Репка»)
2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Давайте и мы с вами поиграем. (Пальчиковые игры: Апельсин, Моя семья)
3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика?
Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.
Предлагаю попробовать нам с вами выполнить пару упражнений. Не забывайте, что с детьми нужно проводить гимнастику с зеркалом, ну а мы с вами сможем выполнить и без него. («Качели», «Часики», «Грибочек», «Лошадка»)
Общие вопросы
Плавно мы с вами перешли к общим вопросам.
1.Нам с вами необходимо переизбрать Родительский комитет. Екатерина Евгеньевна Усачева взяла самоотвод. Так же на данный момент в комитете у нас состоят: Нигай Ксения Григорьевна и Журавлев Юрий Кондратьевич. Есть ли желающие пополнить ряды?
2.А проблемы у нас все те же. Родители, бабушки и дедушки, когда забирают детей из детского сада проходят прямо в группу в верхней одежде. Я не говорю про всех, многие снимают одежду в приемной, за что им большое спасибо. Мы же с вами не хотим, чтобы наши детки болели? А заходя в группу в верхней одежде, вы способствуете этому еще больше.
3.Спортивная форма. Уже у всех есть спортивна форма, в этом вы большие молодцы. Но у меня большая просьба каждую пятницу забирать спортивную форму стирать, в независимости от того запачкал ее ребенок или нет. Мы в ней занимаемся физкультурой, бегаем и прыгаем, детки потеют. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
4.Так же хотелось бы сказать о моей платной услуге «Мукасолька», вы видите, что мы занимаемся, видите работы своих детей. Если у вас есть желание, вы можете забирать эти работы домой, очень жалко выбрасывать творчество детей, но я хранить все работы тоже не могу, просто не где этого делать!
5.Не забывайте оплачивать за детский сад до 25 числа каждого месяца, не копите большие суммы.
Итог родительского собрания:
У нас всё, мы готовы выслушать ваши вопросы. (вопросы родителей)
Если вопросов больше нет, то давайте с вами подведем небольшой итог нашему собранию. Вы видите перед вами стоит мольберт, на этот мольберт мы предлагаем вам разместить свои смайлики-настроение. Подумайте, с каким настроением вы уходите домой? А так же подумайте, получили ли вы что-то полезное на собрание, нужное для вас и вашего ребёнка.