Конспект занятия «Мой край родной-Мордовия моя» (для детей подготовительной к школе группы)
Цель:развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка
Задачи:
Образовательные:закрепить работу с глобусом, с географической картой, с картой Мордовии; формировать у детей представление о России, Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.
Развивающие: развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.
Обогащать и активизировать словарь, продолжать развивать связную речь детей.
Предварительная работа: экскурсии в природу. Рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске. Беседа с детьми на тему «Природа Мордовии, разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране, чтение мордовских сказок, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии
Ход занятия
Воспитатель. Скажите, как называется наша Родина? (ответы)
— Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие.
Воспитатель. У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей)
— Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке.
Воспитатель. К нам в гости пришла девочка — эрзянка, зовут ее Татуня. Сегодня она хочет поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились.
— Еще раз вспомним, как называется республика, в которой мы проживаем? Послушайте стихотворение о нашей малой Родине и рассмотрите репродукции картин мордовских художников, которые изобразили природу мордовского края.
Воспитатель:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
— Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности. Все времена года в Мордовии не похожи друг на друга.
Ребенок. Мордовия моя!
Республика родная.
Горжусь тобою я,
Красоты восхваляя.
Здесь солнце ярче светит,
Здесь небо голубее
Ребенок. И нет на всей планете
Ребенок. Люблю тебя, Мордовия,
Моя непобедимая.
Ты с Русью благородной
Идёшь одной дорогой
Уж тысячу годов.
В войне и в мире верная,
Земля моя любимая!
Живи, цвети, Мордовия,
В святой Руси ценимая.Мария Филатова
Воспитатель. — Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск) Каждый город имеет свой герб. На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.
— Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия.
Воспитатель. А сейчас расскажите что вы знаете про герб Мордовии.(Ответы детей) Из предложенного материала выберите нужные детали и сложите герб Саранска.(Дети садятся за столы.)
Игра «Собери герб Саранска».
Воспитатель : А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили
Воспитатель. Посмотрите – вот еще один символ Мордовии.
В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.
-Что означает каждый цвет флага?
-Чем отличаются Российский и мордовский флаги?
Важную роль в флаге играет цвет: белый — чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость;
— Почему именно эти цвета используются на флаге России?
Цвета российского флага: белый, синий, красный – издревле почитались на Руси.
Художественная деятельность «Мордовский флаг»
(дети проходят к своим столам и выполняют аппликативную работу»
— На сегодняшний день, Саранск представляет собой культурный, спортивный, студенческий центр. Расскажите, каким вы видите свой город, чем он вам нравится.(высказывания детей)
Воспитатель. -У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие — каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- современными проспектами, прекрасными парками, набережными.
— А что привлекает вас в нашем городе?
— Какие музеи вы посещали с родителями?
— Какие памятники нашего города вы знаете?
— Мы с вами любим наш город, и куда бы мы не уехали, всегда будем помнить его.
Воспитатель.. В заключение нашего занятия предлагаю вам поиграть в мордовскую игру «В горшки».
Воспитатель: Самое прекрасное на свете — Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Воспитатель Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.
Воспитатель. Вастомазонок! (Дети повторяют)