Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Звуковая культура речи: звук " ц". по ра

Конспект открытого занятия

по речевому развитию в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»
Тема: «Звуковая культура речи: звук ц»
Цель. Развивать звуковую культуру речи и обогащать словарь детей.
Задачи:
Образовательные:
— упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах (ца, цо, цы в словах);
— учить различать слова со звуком «ц»
Развивающие:
— совершенствовать интонационную выразительность речи;
— развивать фонематический слух, подвижность языка, мелкую моторику рук4
Воспитательные:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость;
— формировать бережное отношение к миру животных.
Оборудование и материалы: игрушка — цыпленок, карандаши, лист с заданием на каждого ребенка, картинки – белка, лошадка, кошка, бабушка, заяц, цыпленок, яйцо, доска магнитная.
Методические приемы: беседа, рассказ, показ, объяснение.
Мотив детской деятельности: мотивация общения.
Словарная работа: цыпленок, яйцо, заяц, молодцы, умницы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
А сейчас встаем в круг.
Воспитатель. Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится. Приготовьте гнездышки – ладошки. Берем доброе утро осторожно и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно прогрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!». Вот и последнее гнездышко мое, я выпускаю доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас. Все вместе «Доброе утро!» А сейчас все садимся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришел цыпленок Цыпа и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем? Для начала сделаем зарядку для языка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.
Артикуляционная гимнастика
Жил был язычок в своём домике — ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся и спрятался в домик, стал там орешек катать. Потом решил поработать, стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.
Воспитатель. — Молодцы, ребята! Мы с вами размяли свой язычок, а теперь я вам предлагаю отгадать загадки.
Был белый дом, чудесный дом,
И что — то застучало в нем,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо!
(Цыпленок)
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь
в птицу может превратиться
(Яйцо)
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку
(Заяц)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Все загадки мои отгадали. Итак, какой звук мы слышим в отгадках: цыпленок, яйцо, заяц.
Какой звук я выделила? Звук «ц» — правильно. Этот звук надо научиться правильно и четко произносить. Звук «ц» трудно произносить, но все улыбаются, когда его произносят.
-Посмотрите на меня, я вам покажу, как правильно произносить этот звук. Когда произносим звук «ц» — губы растягиваются в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы.
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, давайте поупражняемся и покажем цыпленку Цыпе. Сначала девочки, потом мальчики.
(Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц)
Воспитатель. Молодцы! Умницы! Как я вас назвала?
Дети. (повторяют: молодцы, умницы)
Воспитатель. Ребята, давайте с вами отдохнем и сделаем физминутку.
Физкультурная минутка.
Встал цыпленок наш на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей на стульчик – плюх! (сели на стульчики)
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим на картинки животных и разучим их звукоподражания:
— Белочка цик – цик
— Лошадка – цок – цок
— Бабушка цыплят созывает цып – цып
-Кошка мышку ловит – цап — цап
Воспитатель. Молодцы, у вас очень хорошо получается звукоподражать животным.
Воспитатель. Я знаю новую игру «Будь внимателен!» Хотите поиграть? Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, в каких словах есть звук [ц] – хлопайте в
ладоши, а если звука нет – не надо хлопать.
Лицо, свет, чашка, кольцо, царапина, сорока, молодцы.
Воспитатель. Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Воспитатель. У каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) Показ
картинки. Слышите звук [ц]? Произнесите слово. Предлагаю поиграть с мячом.
Я называю детёныша, а вы – маму.
У львенка — львица.
У тигренка — тигрица.
У волчонка — волчица.
У лисёнка – лисица.
У цыплёнка – курица.
У медвежонка- медведица.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.
Воспитатель. Ребята, давайте проговорим чистоговорки «Леденцы»
Цы –цы –цы- заяц любит леденцы
Ца – ца – ца – нет у зайца леденца
Ец – ец – ец – где взять зайцу леденец?
Цо – цо – цо посмотри под крыльцо!
Цу- цу – цу – рады зайцы леденцу!
(Дети присаживаются за столы)
Воспитатель. А сейчас, посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание: «Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»
(Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски, остальные дети выполняют задание на своих местах)
Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? А в каких словах есть звук «ц»?
Что вам понравилось сегодня на занятии?
Ребята, вы сегодня хорошо показали цыпленку Цыпе, как надо произносить звук «ц».
Всем большое спасибо!
99
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!