Консультация «Три варианта проектирования РППС в ДОУ"
ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯКРППСВГРУППАХ
Внешнийвид:
- •Единыйэстетическийстиль, комфортнаяиуютнаяобстановкадлядетей;
- •Гармоничнаяцветоваягамма;
- •Мебельяркихцветов
ТребованияСанПин
Санитарное состояние: достаточно зонированное пространство для помещения, освещение, в том числе и естественное, оптимальный температурный режим, чистота.
Мебельикрупноеигровоеоборудование:
- •соответствует количеству детей, хватает для единовременного использования всеми детьми;
- •соответствуетростудетей(наличиемаркировки);
- •в хорошем состоянии, безопасно (имеет закругленные края, отсутствуют повреждения поверхностей, устойчивая);
- •наличие мягкого оборудования (коврики в отдельных зонах группы (3–4 шт., диван/кресло для детей, подушки, кресла/груши, мягкие острова)
СпециалистыРАОрекомендуютразделитьвсюинфраструктуруРППС на: инвариантную и вариативную.
Инвариативнаяобеспечивает решение задач ФГОС ДО в ходе реализации ФОП ДО.
Вариативная обеспечивает решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО субъектов РФ.
Главнаязадача
Создать образовательное пространство, которое обеспечит единство РППС и содержательное общение взрослых и детей.
ПриэтомРППСдолжна соответствовать:
- •ФОПДОиФГОСДО;
- •возрастнымособенностямдетей;
- •санитарно-эпидемиологическимправиламинормам;
- •законодательству в сфере техническогорегулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.
ТребованияФГОСк наполнению:
Насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Какорганизоватьгрупповоепространство
В методических рекомендациях Минпросвещения и РАО составители предлагаюттривариантапроектированияРППС: попространствам,
функциональным модулям и в виде центров детской активности(письмо Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03).
Попространствам(зонирование)
Специалисты РАО рекомендуют объединить все оборудованиегруппового помещения по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.
В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей.
В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места для приема пищи.
В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.
Планируйте зоны так, чтобы воспитанники могли свободно выбирать вид деятельности на протяжении всего времени пребывания в детском саду, играть в различные игры, не мешая друг другу. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Выделение зон и организация центров активности не противоречат друг другу. Размещайте мобильные центры в рабочей и активной зонах, а зону спокойствия оставьте для отдыха.
Функциональныемодули
Вариант проектирования среды —использоватьбазовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей.
Функциональный модуль — это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.
Каждый модуль должен охватывать пять образовательных областей по ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы.
РППС детского сада может включать следующие функциональные модули:
- •игровой;
- •физкультурно-оздоровительный;
- •музыкальный;
- •художественно-творческий;
- •поисково-исследовательский;
- •релаксации;
- •логопедический;
- •психологическогосопровождения;
- •дефектологический.
Если в детском саду функционируют разновозрастные группы, скорректируйте под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей. Наполнение их будет зависеть от количества и возраста детей.
Поцентрамактивности
Другой вариант оформления пространства групповой комнаты — центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности.
Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Специалисты Минпросвещения и РАО рекомендуют оформить в группах раннего возраста 6 центров детской активности, а в группах дошкольного возраста — 12. Список центров для возрастных категорий смотрите ниже в таблице.
Группыраннеговозраста от1годадо3лет
Центр двигательной активности (инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики и т.п.), сюжетно-ролевыми играми и т.д. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов должен обновляться, чтобы поддерживать интерес детей)
Центрсенсорикииконструирования- составныеидинамическиеигрушки для освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера; различные виды конструктора;
Центрдляорганизациипредметныхипредметно-манипуляторныхигр- оборудование для организации детских игр, предметы-заместители;
Центр творчества и продуктивной деятельности — предметы и оборудование продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке;
Центр познания и коммуникации (книжный уголок) — картинки, иллюстрации, художественная литература для детей;
Центр экспериментирования и труда — ёмкости; материалы и вещества (песок, вода, тестоидр.), бытовые предметы-орудия (ложка, совок, лопаткаи пр.) для экспериментирования и труда.
Группадошкольноговозрастаот3до7лет
Центр двигательной активности — инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, кольцеброс и т.п.), сюжетно-ролевыми играми и т.д.;
Центр безопасности — тематические альбомы, плакаты, макеты, игрушки, картинки, иллюстрации по ОБЖ; наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации транспорта, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); настольно–печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами– «ходилки»; лото, домино и др.); настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей); атрибутыдлясюжетно-ролевыхигрсдорожнойтематикой(жезл, свисток,
фуражки, дорожные знаки, модель светофора); детская художественная литература по тематике; пособия и игры по обучению детей ПДД; действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД;
Центр игры — оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр в соответствии с возрастом детей (больница, парикмахерская, семья и т.д.); предметы-заместители;
Центр конструирования — разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, картотеки схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов;
Центр логики и математики — демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и оборудования для формирования у детей представлений о числе и количестве; материал для развития временных, пространственных представлений; дидактические игры математического содержания; геометрические фигуры;
Центр экспериментирования — игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей: лупы, различные весы, магниты, глобусы, карты. Различные сыпучие материалы, песочные часы, фонарики, различные емкости, бросовый и природный материал; дидактические игры, обогащающие сенсорный опыт: пирамидки, башенки, мозаики, разрезные картинки, складные кубики, пазлы; дидактические игры по развитию внимания и памяти; настольно-печатные игры (домино, лото);
Центр познания и коммуникации — дидактические игры и материалы; книжный центр с набором разнообразных книг; обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы); материалы для экспериментальнойдеятельности идр; игрушкииатрибутыдляорганизации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями; уголок патриотического воспитания: флаг и герб Кубани; альбомы с фотографиями достопримечательностей родного города, района, края; образцы народно– прикладного искусства Кубани; флаг и герб России; наглядный материал (альбомы, фотографии), расширяющий представление о Родине; уголок природы: комнатные растения в соответствии с возрастом детей; календарь; инвентарь для ухода за растениями; настольно – печатные и дидактические игры экологического содержания; бутафорские предметы овощей и фруктов; природный материал; альбомы и книги экологического содержания; сюжетные и предметные картинки (рыбы, насекомые, животные и т.д.);
Книжныйуголок-художественнаяипознавательнаялитературадлядетей; портреты писателей, папки с картинками и фотографиями, иллюстрации, альбомы для словотворчества, картотеки загадок, потешек, скороговорок, иллюстрации к знакомым произведениям, детские журналы, сюжетные и предметные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов, картотека упражнений артикуляционной гимнастики, словесные дидактические игры;
Центр театрализации и музицирования — оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей. Различные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый и т.д.), ширма, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр драматизаций, а также материал для их изготовления, набор музыкальных инструментов: бубен, металлофон, деревянные ложки, барабан с палочками, треугольники, музыкальные колокольчики, погремушки, флажки разноцветные, ширма напольная для театра;
Центруединения-конструктивные, театрализованныеинастольныеигры, подушки, игрушки-антистресс, мягкие и сенсорные игрушки, мягкая детская мебель, книжные стеллажи, столики, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры;
Центр творчества — материалы для рисования, лепки и аппликации, художественноготруда(бумагаразныхвидов, форматовицветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал, др.); репродукции знаменитых художников, мольберты, доска, столы, стулья, шкафы для хранения инвентаря;
Центр коррекции – оборудование и материалы для коррекционно- развивающей работы.
Материалы должны быть размещены в открытые пластмассовые контейнеры (коробки, корзины, банки и т.д.). При этом контейнеры легкие и вместительные, располагаются на полках так, чтобы ими было удобно пользоваться. Они систематизированы и снабжены необходимыми надписями и символами (слова + картинки/фотографии).
Все материалы в центрах активности обладают определенным запасом прочности, чтобы дети не боялись сломать или испортить их.
Советы
№1
Внимание
Акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения — тоже составляющие РППС группы
Выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальноеразвитие воспитанников. Педагогу сложно изменить цвет интерьера стен. Поэтому утолить «цветовой голод» ребенка и развить цветоощущение можно, используя яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьерегруппы: ковровыепокрытия, игрушки, картиныипостерыврамах, передвижное оборудование.
№2
Центры детской активности можно сделать мобильными. Это позволит уместить в группе все центры, которые рекомендуют эксперты Минпросвещения и РАО. Мобильный центр — это передвижной оборудованный комплекс. Его наполнение зависит от педагогических задач.
Основа мобильного центра — передвижные модули: полки, стеллажи, контейнерысколесиками.Такуюмебельвыкатываютотстенили
подоконниковвовремяиспользования иубираютобратно, чтобыосвободить место для игр.
Когда организуете РППС в группах, учитывайте принцип интеграции образовательныхобластей.Цельинтеграции—объединить знанияизразных областей. Так воспитанники будут целостно воспринимать то, что они изучают, и сразу же проверять на практике. Интеграция делает занятия практико-ориентированными.
Передвижное оборудование наполняют развивающими игровыми материалами с учетом возраста детей группы. Наполнение мобильных центров меняют в зависимости от текущих воспитательно-образовательных задач: тематики ООД, тематики игр, мероприятий.
У детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой. А познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, так же как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим. Бытовой модуль может включать в себя то, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью. Модуль релаксации может состоять из зоны отдыха и релаксации, мягкой детской мебели, книжных стеллажей, столиков, за которыми детьми могут смотреть книги, играть в спокойные игры.
№3
Создайтевспокойнойзоне«Уголокнастроения»
Заведите правило, по которому ребенок может показать свое настроение с помощью смайликов или фигурок. Для этого ему надо выставить фигурку на установленное место или зафиксировать смайлик на доске. «Уголок настроения» поможет сформировать у дошкольников первичные навыки рефлексии, а воспитателю позволит контролировать, какие эмоции у воспитанников преобладали. Так воспитатель может оценить, насколько комфортно ребенку в детском саду.
Наполняя или дополняя РППС, помните о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль. Так вы обеспечите комфортную и уютную обстановку для детей.
№4
Все, чтообычноразмещаетенастендахдляродителей, дублируйтена сайте, в соцсетях и чатах.
Родители должны узнавать о новостях и мероприятиях, которые проходят в детском саду. Поэтому наглядную информацию, которую размещаете на стендах, отправляйте родителям в чаты или размещайте на официальном сайте детского сада.
В наглядность, которая попадает в зону внимания воспитанников, включайте детские поделки и рисунки, а также образовательно-развивающие плакаты. Например, по правилам безопасного поведения. Следите, чтобы информация на плакатах для детей была в виде изображений, ведь не все воспитанники умеют читать.
№5
Организуйте «Стену творчества», где воспитанники знакомятся с работами друг друга.
Меняйте наполнение «Стены творчества» так, чтобы в течение годаработа каждого ребенка была размещена не менее одного раза.
Еще один вариант оформления стендовой наглядности — тематические стены. Их можно посвящать памятным датам, проектной работе. В этом случае к оформлению привлекайте воспитателей, детей и родителей.
№6
Какоформитьвыставки
Выставки могут быть временными и постоянно действующими.
Временныевыставкипосвящают:
- •памятнымдатам, юбилеям, праздникам, например, выставкакДнюПобеды;
- •отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты»;
региональнойтематике, например:«ЖивотныеиприродаМордови