"«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ».

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных

проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового

ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам

детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –

это основа формирования личности.

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе,

произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд

изменений в сфере дошкольного образования. По данным ученых

динамика здоровья подрастающего поколения, за последние 10-15 лет,

характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Поэтому

вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях

всегда остается одним из главных.

Образовательные организации и педагоги, в них работающие, должны

обеспечивать доступность качественного образования в условиях,

гарантирующих психологическую и физическую безопасность

воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и

профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.

Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни -

«здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и

«здоровьесберегающие технологии» (ЗТ), но уже заняли довольно

прочное место в нашей речи и литературе. Так что же это такое -

«здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину

многие авторы трактуют по-разному.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не

истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости»,

следовательно, «здоровьесберегающие технологии»- это технологии,

направленные на сохранение здоровья на данном этапе.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры,

которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У

современных родителей необходимо формировать и поддерживать

интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.

Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных

“зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и

укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по

следующим направлениям. Педагогические здоровьесберегающие

технологии сохранения и технологии обучения здоровому стимулирования здоровья образу жизни

— Стретчинг

— Физкультурные занятия

— Динамические паузы

— Проблемно-игровые

— Подвижные и спортивные игры, игротренинги, игро- терапия

— Релаксация

— Коммуникативные игры

— Гимнастика (корригирующая,

— Серия занятий «Уроки здоровья» ортопедическая пальчиковая, для

— Точечный самомассажглаз, дыхательная и др.технологии

Коррекционные технологии

— Технологии музыкального воздействия

— Арт-терапия

— Сказкотерапия

— Технологии воздействия цветом

— Психогимнастика

— Фонетическая ритмика

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:

Утренняя гимнастика:

— дыхательная гимнастика;

— пальчиковая гимнастика;

— общеразвивающие упражнения;

— танцевальные упражнения;

— использование элементов упражнений из различных оздоровительных

систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

— точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

— дыхательные упражнения;

— пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

— дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

— оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

— релаксация, саморегуляция.

После сна:

— гимнастика пробуждения;

— дыхательная гимнастика;

— пальчиковая гимнастика;

-ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования

(предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

— массаж на профилактику простудных заболеваний;

— физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

— ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь

дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса

игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего

возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми.

Проводится 2-3 раза в день.

— «Найди и покажи носик»;

— «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой

или носовым платком).

— «Носик гуляет» — вдох и выдох через нос.

— «Носик балуется» — вдох через нос с сопротивлением.

— «Носик нюхает приятный запах» — 10 вдохов и выдохов через правую

и левую ноздрю поочередно.

— «Носик поет песенку» — на выдохе постукивать указательным пальцем

по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

— «Погреем носик» — массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

— «Найдем и покажем ушки»;

— «Похлопает ушками»;

— «Потянем ушки» — оттягивание мочек ушей;

— «Покрутим козелком»;

— «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для

детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка,

Происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих

формированию отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей.

5
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!