"«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ».
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных
проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового
ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам
детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка –
это основа формирования личности.
Преобразования в педагогическом пространстве и обществе,
произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд
изменений в сфере дошкольного образования. По данным ученых
динамика здоровья подрастающего поколения, за последние 10-15 лет,
характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Поэтому
вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях
всегда остается одним из главных.
Образовательные организации и педагоги, в них работающие, должны
обеспечивать доступность качественного образования в условиях,
гарантирующих психологическую и физическую безопасность
воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и
профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.
Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни -
«здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и
«здоровьесберегающие технологии» (ЗТ), но уже заняли довольно
прочное место в нашей речи и литературе. Так что же это такое -
«здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину
многие авторы трактуют по-разному.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не
истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости»,
следовательно, «здоровьесберегающие технологии»- это технологии,
направленные на сохранение здоровья на данном этапе.
Детский сад и семья – две основные социальные структуры,
которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У
современных родителей необходимо формировать и поддерживать
интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка.
Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных
“зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и
укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по
следующим направлениям. Педагогические здоровьесберегающие
технологии сохранения и технологии обучения здоровому стимулирования здоровья образу жизни
— Стретчинг
— Физкультурные занятия
— Динамические паузы
— Проблемно-игровые
— Подвижные и спортивные игры, игротренинги, игро- терапия
— Релаксация
— Коммуникативные игры
— Гимнастика (корригирующая,
— Серия занятий «Уроки здоровья» ортопедическая пальчиковая, для
— Точечный самомассажглаз, дыхательная и др.технологии
Коррекционные технологии
— Технологии музыкального воздействия
— Арт-терапия
— Сказкотерапия
— Технологии воздействия цветом
— Психогимнастика
— Фонетическая ритмика
Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:
Утренняя гимнастика:
— дыхательная гимнастика;
— пальчиковая гимнастика;
— общеразвивающие упражнения;
— танцевальные упражнения;
— использование элементов упражнений из различных оздоровительных
систем: аэробика, шейпинг и др.
Перед занятиями:
— точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
— дыхательные упражнения;
— пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
— дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
— оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
— релаксация, саморегуляция.
После сна:
— гимнастика пробуждения;
— дыхательная гимнастика;
— пальчиковая гимнастика;
-ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования
(предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:
— массаж на профилактику простудных заболеваний;
— физкультурные занятия – 2 раза в неделю;
— ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь
дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса
игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего
возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми.
Проводится 2-3 раза в день.
— «Найди и покажи носик»;
— «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой
или носовым платком).
— «Носик гуляет» — вдох и выдох через нос.
— «Носик балуется» — вдох через нос с сопротивлением.
— «Носик нюхает приятный запах» — 10 вдохов и выдохов через правую
и левую ноздрю поочередно.
— «Носик поет песенку» — на выдохе постукивать указательным пальцем
по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».
— «Погреем носик» — массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
— «Найдем и покажем ушки»;
— «Похлопает ушками»;
— «Потянем ушки» — оттягивание мочек ушей;
— «Покрутим козелком»;
— «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для
детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка,
Происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих
формированию отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей.