Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края»
Цель:
Закрепление знания о зимующих птицах, через интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое и художественно- эстетическое развитие.
Программные задачи:
- Продолжать расширять представления детей о жизни и повадках зимующих птиц родного края.
- Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц, дать представление о видах питания зимующих птиц, составлять простые предложения с опорой на картинку.
- Продолжать развивать речь детей, обогащать словарь прилагательными, умение высказываться определениями, продолжать развивать у детей любознательность, логическое мышление.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам и формировать любовь к Родине через любовь к природе мордовского края.
- Воспитывать устойчивый интерес к познавательной и творческой продуктивной деятельности.
Оборудование и материалы:
Проектор, видеофильмом о зимующих птицах, с аудио файлами: голоса птиц, ткань голубого цвета, демонстрационные фото с птицами, кормушка, бумажные птицы, птицы оригами, корм для птиц.
Предварительная работа:
— Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях.
— Чтение произведений. Заучивание стихов.
— Беседа на тему «Зачем помогать птицам?»
— Рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы».
— Проведение дидактических игр «Назови птичку», «Узнай птичку по голосу».
— Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички».
— Отгадывание загадок.
Мотивационно — ориентировочный этап
Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся и скажем друг другу «Здравствуй». От наших улыбок стало светлее и теплее!
В: — А теперь давайте встанем в круг:
«В круг ребята собрались,
Дружно за руки взялись, на соседа повернулись и друг — другу улыбнулись».
Воспитатель читает стихотворение детям:
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты
В белые метели утром до зари
В рощу прилетели стайкой снегири. (Е. Авдиенко)
В: -Ребята, о каком времени года написано это стихотворение? (Ответ детей: — Зима.)
В: — Какие признаки зимы вы знаете? Какая зима? А какую одежду, обувь надевают зимой?(Ответ детей: — Зима-снежная, морозная, суровая, холодная. Зимнюю, теплую одежду, обувь).
В: — Да, верно. Люди одевают теплую одежду, а как же птицы? Многие птицы улетают на юг, чтобы пережить там холод, но есть и птицы, которые остаются с нами зимовать, скажите, пожалуйста, как называются эти птицы?(Ответ детей: — Зимующие).
Практический этап.
В: — Дети, каких вы знаете зимующих птиц? (Ответ детей: — Ворона, голубь, воробей, сорока, дятел, синица, снегирь).
В: — Почему мы называем их зимующие птицы? Таких птиц мы называем зимующими.
— А надо ли птицам помогать зимой? (Ответ детей: — Да, нужно. Птицам зимой холодно и трудно добывать себе корм (голодно).)
— Что для этого нужно делать?(Ответ детей: — нужно птиц кормить.)
Давайте с ними поиграем в игру «Птички» (Дети берут силуэты птиц)
Физминутка:(Дети выходят на ковер и повторяют движения согласно словам)
Птички прыгают, летают крошки птички собирают.
Пёрышки почистили, клювики почистили.
Птички летают, поют, зёрнышки клюют.
Дальше полетели и на место сели.(Во время танца появляется игрушка Сорока воспитатель танцует вместе с детьми – повтор движений до окончания музыки).
Дети возвращаются на стулья.
В: — Как здорово ваши птицы поиграли, и мы вместе с ними повеселились. Ребята посмотрите, к нам прилетела Сорока, но что-то она не веселая, беспокойная давайте узнаем почему. Сорока ты откуда прилетела, что случилось?
Сорока: — Я прилетела из зимнего леса, у нас в лесу, почему — то стало тихо, неслышно пение птиц. А без птиц в лесу плохо.
В: Послушай Сорока, сейчас зима, птицам не легко добыть корм самим, и они прилетают поближе к людям. Дети, а почему птицы прилетают к людям? (Ответ детей: — потому, что люди делают кормушки и насыпают в них корм. Птицы прилетают и кормятся).
В: — Но что ты Сорока грустная, мы птицам не навредим, мы с ребятами знаем какой корм нужен птицам в зимнее время, давайте ребята расскажем Сороке, чем можно кормить птиц.(Ответ детей: семенами, зерном, крупой, сухариками белого хлеба, не соленым салом).
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Дети садятся на стулья.
В: — Сорока, посмотри в кормушку, ребята в кормушку положили полезный корм для птиц.
Сорока: — Ребята, какие вы все молодцы, постарались. Очень хорошо знаете, чем кормить птиц зимой.
В: — Сорока, мы очень любим птиц, заботимся о них. У нас на прогулочном участке есть кормушка для птиц. Мы про птиц много знаем загадок, песен, стихотворений и сейчас тебе прочтем.
Нас синички не боятся,
Смело на руки садятся.
Им нужны не хлеба крошки,
А тепло моей ладошки!
Ах красавица- сорока!
Снова скачет у порога,
Хитрый глаз таращит,
Что блестит — утащит.
Кто стучит в лесу глухом
Громко, словно молотком
Пёстрый вид его приятен
В красной шапке – это дятел.
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
Сорока: — очень хорошие стихи, да, знаете много про птиц, а вот самих птиц знаете хорошо? Какого цвета у птиц перья, хвост, крылья? (Ответ детей: — да, знаем хорошо.)
В: -А вот сейчас Сорока, мы тебе покажем, поиграем в игру «Угадай, что за птица».
В: — На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).
Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает» на кормушку, (Дети размещают изображения птиц на кормушку).
- Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
- В гости в первый день недели к нам синицы прилетели. (синицы)
- Во вторник, посмотри, прилетели снегири. (снегири)
- Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.(вороны)
- А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев. (воробьи)
- В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей. (голубь)
Дети сели на стулья.
Рефлексивно-оценочный этап.
Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с родителями и расскажите про нашу неожиданную гостью на занятии Сороку. Но у нас с вами есть еще очень важное занятие. Мы пойдем на прогулку и возьмем с собой вот эту банку с кормом и насыплем в кормушку корм.