консультация для родителей
Дошкольное образование
«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.
Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.
При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При укладывании спать
Баю — бай, баю — бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь.
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
— Кисонька – мурысонька где была?
— На мельнице.
— Кисонька – мурысонька, что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька – мурысонька, что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна, не ешь одна!
Делись с Катей (с мамой и т.д.)
Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:
1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям — приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.
2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз. Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.
4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).
5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
§ Игровые (читается и обыгрывается).
§ Рассказывание в движении (имитация).
§ Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
§ Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
§ Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).
В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.