«Охрана жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период»
Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период
При организации прогулок в зимний период возрастает травмо опасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период:
Требования безопасности перед началом прогулки
Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки. Не допускать наличия опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла, пластиковых летних ограждений клумб, частей сломанного детского игрового инвентаря (лопаток, ведерок, ледянок и т.п.). До наступления снегопада следует еще раз проверить, все ли ямки на территории детского сада засыпаны, колодцы закрыты тяжелыми крышками. Провести внимательный осмотр крыш всех построек на предмет наличия снежных наносов и сосулек.
Участки и спортивная площадка, дорожки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо должны быть очищены от снега, льда и обработаны антигололёдными средствами, к которым предъявляются особые требования, они должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений участка и почвы.
Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивым, иметь прочные рейки, перила, не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям. Важно обеспечить должное хранение и правильную эксплуатацию игрового и спортивного инвентаря. Для этого на участке должно быть предусмотрено специальное хранилище или кладовая.
Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.
Требования безопасности во время прогулки
В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.
Также в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных заболеваний и кишечных инфекций.
Воспитатели обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.
При организации прогулок, экскурсий за пределы участка детского сада (в случае отсутствия запрета по антитеррористической безопасности) необходимо:
— Знать точное количество детей;
— Заранее определить место, куда пойдут дети;
— Заранее пройти весь маршрут следования;
— Сообщить администрации о предстоящем мероприятии;
— В помощь взять ещё кого-либо из сотрудников дошкольного учреждения;
При организации прогулок, следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:
— обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей ;
— травмы, ушибы на наружных ступеньках, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
— травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
— травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
— травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
— намокание детской одежды и обуви;
— заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.
Чтобы избежать всех вышеперечисленных ситуаций с наступлением холодного периода года необходимо:
— Одевать детей в соответствии с температурными условиями; не допускать переохлаждения или перегревания организма детей;
— Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;
— По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и просушивать
— При усилении мороза и ветра во время прогулки детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды;
— При проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников; ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;
— Сократить продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с
— Во время прогулки с детьми проводить игры и физические упражнения; подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;
— Чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной (в зависимости от плана проведения прогулки) для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр, труда.
— Правильно организовывать деятельность детей на прогулке, создавать необходимые условия для физических упражнений, веселых игр и развлечений.
ПРАВИЛА КАТАНИЯ С ГОРКИ
— Не кататься на ногах
— Кататься по очереди
— Съезжать вниз с интервалом
— Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки
Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:
— обеспечить контроль и непосредственную страховку педагогом воспитанников во время катания с горки.
— следить, чтобы при катании следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;
— не допускать, чтобы при скатывании с горки дети садились спиной к скату;
Требования безопасности по окончании прогулки
— организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада.
— очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега.
— проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.
— организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.
— обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви.
— привести в порядок выносной материал, орудия труда (очистить от, снега).
— вымыть и убрать в специально отведенное место выносной материал, игрушки, орудия труда.
План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности:
-зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;
— различные эстафеты и подвижные игры;
— сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;
— игры со снежками;
— лепка из снега;
— рисование на снегу;
— наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;
— опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;
— создание ледышек и составление узоров из них;
— выставки детских рисунков;
— дни здоровья;
— тематические дни (например, «День сказки» и др.);
— труд на участке — участие в создании снежных построек, их ремонт;
— чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;
— развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления.